Общегражданский этикет в царской России

Супружеские измены перестали афишировать, особенно после выхода закона о разводе. Адюльтер уже не рассматривался как светское развлечение, забавлявшее публику; он становился сюжетом семейной драмы, достойный выход из которой искали в узком кругу родственников. Значительно выросший уровень культуры и женского образования поднял уважение к женщине и ее собственное самоуважение; она переставала быть «сосудом наслаждений», к которому старался приникнуть каждый - она становилась предметом почтительного поклонения, романтическим идеалом. Брак стал серьезной обязанностью, роль женщины в семье поднялась на невиданную прежде высоту. Сами женщины, дорожа приобретенным положением, не хотели им рисковать ради любовных забав на стороне. В свою очередь мужчины оценили по достоинству новое значение женщины и то благополучие, которое зависит от мира в семье. А для неисправимых ловеласов и неуемных искателей любовных похождений появились дома терпимости, существование которых укладывалось в представления о свободном обществе, согласном терпеть их деятельность.

Поиски норм поведения, составляющих этикет, вызвали к жизни публикации пособий соответствующего содержания, в основном переведенных с французского и немецкого языков. В числе первых (1763-1764) появились такие книги, как «Светская школа, или Отеческое наставление сыну о обхождении в свете» и «Наука быть учтивым»; в 90-е годы были опубликованы «Наука общежития нынешних времян в пользу благородного юношества» (1793) , «Карманная книжка честного человека, или Нужные правила во всяком месте и во всякое время» (1794). Затем поток подобной литературы продолжился, что говорит о не утихавшем интересе к ней. Поскольку книжки были доступны каждому, то предлагаемые в них правила поведения широко распространялись, усваивались и в итоге немало способствовали дальнейшему сплочению общества как целостной структуры, имеющей единую морально-этическую почву.

21.09.2017