Эстрада для императрицы в царской России

Собравшаяся толпа начала расхватывать дармовщину, не дождавшись приезда императрицы, и карета Екатерины с трудом пробилась к дворцу, где ее встретил наследник Павел, который проводил мать на особую эстраду для просмотра спектакля. Приглашены на праздник были три тысячи человек, все прибыли в маскарадных костюмах. Сам Потемкин был одет в алый камзол и епанчу из черных кружев с бриллиантами, а шляпа его была такой тяжелой от драгоценных камней, что он ее снял и поручил своему адъютанту, приказав следовать за собой со шляпой в руках. Под куполом главного зала были устроены хоры для трех сотен музыкантов и певцов, а вдоль стен выстроены эстрады с местами для гостей; на каждой стояли мраморные вазы, над вазами висели люстры из черного хрусталя. Кроме этих люстр, зал освещали 140 тысяч лампад и 20 тысяч свечей. Эстрада для императрицы была покрыта шелковым персидским ковром, а в комнатах отдыха обои заменили гобеленами. По сигналу колокола начался спектакль. В балете, поставленном знаменитым Ле Пиком, танцевали 24 пары из самых знатных семейств в белых атласных костюмах, их возглавляли царские внуки Александр и Константин, а завершил балет сам Ле Пик виртуозным сольным номером. После спектакля все перешли в танцевальный зал. Бал начался полонезом под музыку «Гром победы, раздавайся!» В двенадцатом часу подали ужин, и Потемкин лично прислуживал Екатерине. За отдельным столом ужинали 48 исполнителей балета. Еще 14 столов стояли вокруг, и гости садились за них лицом к императрице. В других комнатах было еще 30 столов, а у стен стояли столы, где можно было есть стоя. После ужина бал продолжался до утра, но Екатерина уехала во втором часу ночи. Ее отъезд сопровождало исполнение под орган итальянской кантаты, а Потемкин целовал ее руку, стоя на коленях. (Любопытный факт: в саду Таврического дворца стояла беседка в виде античного храма, в которой находился мраморный бюст Екатерины, держащей рог изобилия: из рога сыпались орденские кресты и деньги...).

29.05.2017