Царский поезд в царской России

Царский поезд  в царской России

Великолепные дворцы строились из дерева и легко сгорали; на их месте срочно возводили новые, очень непрочные из-за спешки - в них гуляли сквозняки, протекали крыши. Изъяны строительства прикрывали дорогими тканями и коврами.

Императрица путешествовала зимой в роскошных санях ярко-красного цвета, украшенных серебром снаружи и обитых мехом куницы внутри; сани были такой длины, что пассажирка могла в них возлежать на шелковых матрасах и подушках, вытянувшись во весь рост под шелковым одеялом. Но при этом в путешествие брали с собой мебель, зеркала и множество иных предметов домашней обстановки: все это было не принадлежностью дома, а «хозяйскими вещами». Так переезжали из Петербурга в Москву, из Зимнего дворца на лето в Петергоф и Ораниенбаум и т.п., то есть, домашний быт устраивался лишь на время пребывания в доме его владельцев. В таких переездах двора участвовали многие тысячи человек, пустели целые кварталы города. В процессе перевоза с места на место вещи портились, становились малопригодными, а места пребывания не приобретали обжитого, уютного вида. Представление о комфорте было очень приблизительным. Екатерина Вторая рассказывала, что по прибытии в Москву ее поместили в проходной комнате деревянного флигеля, через которую должны были ходить туда-сюда 17 служанок, живших в следующей комнате. Исправили положение нехитрым способом: из окна комнаты служанок опустили во двор доску, по которой девушки начали выходить из своего помещения и возвращаться в него.

При этом царский поезд, доставивший в Москву будущую Екатерину Великую с ее матерью, выглядел донельзя помпезно: его сопровождали отряд лейб-кирасир, офицер и два гренадера лейб-гвардии Измайловского полка, камергер князь Нарышкин; в состав сопровождающих лиц входили ключник, шталмейстер, метр-д-отель, повара с помощниками, кондитер, «человек для кофе», два фурьера, восемь лакеев, конюхи.

22.09.2017