Картина быта и нравов в царской России

Картина быта и нравов  в царской России

Однако такое нововведение воспринималось крайне болезненно сторонниками прежнего жизненного уклада; по-видимому, составитель «Зерцала», хотя и касается поведения «младого шляхтича» во время танцев, не рискует освещать тему более подробно, чтобы не навлечь на себя гнев ретроградов.

В целом картина быта и нравов, установившихся в господствующем классе России на рубеже XV1I-XVIII веков представляется если не исчерпывающей, то вполне отчетливой. Конечно, уровень культуры быта был довольно низким, но все же не таким варварским, как это изображали иностранцы. В частности, в тексте «Зерцала» мы находим опровержение замечанию Перри, который писал в 1696 году, что у русских нет в языке слова «честь»: оно здесь употребляется неоднократно и толкуется как вполне общепринятое понятие.

Картина быта и нравов  в царской России

Как уже говорилось выше, вполне возможно, что доступный нам текст «Зерцала» доработан в начале XVIII века, но в нем много и такого материала, который связан с реалиями конца века XVII, поэтому в целом можно считать его вполне достоверным свидетельством об образе жизни русского дворянства на рубеже веков, а именно в это время и создавался новый правящий класс, пришедший на смену боярской аристократии.

Конечно, трудно назвать «Юности честное зерцало» пособием по этикету в современном значении этого слова; но ведь и в Западной Европе первые пособия такого рода появились лишь на исходе XVII века, а первой книгой, разошедшейся по всем европейским странам, стало «Искусство галантных бесед, или Как стать человеком с хорошими манерами», изданное во Франции в 1713 году, то есть всего на четыре года раньше, чем «Зерцало». Значит, не столь уж сильно отставали русские попытки разработать нормы поведения в обществе от европейских. А так как с тридцатых годов XVIII века европейские правила светской жизни уже господствовали в русском высшем обществе, то отставание было преодолено на удивление быстро.

29.05.2017