Женская обувь в царской России

Женская обувь  в царской России

Далее хозяин, поклонившись гостям «большим обычаем», просил гостей целовать его жену, а гости отвечали просьбой к хозяину совершить этот поцелуй первым. Он выполнял эту просьбу, а за ним все гости подходили к хозяйке, кланялись ей до земли, целовали ее и отходили, поклонившись опять «большим обычаем», Хозяйка отвечала каждому «малым обычаем». После этого хозяйка подносила гостям чарки с вином, а хозяин просил это вино выпить, опять-таки кланяясь всем по очереди «большим обычаем». Гости в ответ просили хозяев пить первыми, и тогда хозяин приказывал жене выпить, и после нее пил сам. Когда свои чарки осушали гости, они снова кланялись хозяйке и отдавали ей пустую посуду. После этого хозяйка, поклонившись удалялась в свои комнаты, где был накрыт стол для женщин, приехавших с гостями: пиров, на которых за общим столом сидели бы и женщины, и мужчины, вообще не бывало никогда. Кстати, целовали при исполнении «поцелуйного обряда» только в щеки, и никогда в губы.

В Московском государстве не было регулярной армии. Главной вооруженной силой страны был военно-служилый класс, состоявший из очень разнородных частей. Его ядро состояло из потомков бояр и служилых людей, пришедших к московскому двору еще в удельные времена. К этому ядру со второй половины XVI века стали присоединяться бояре и служилые люди тех уделов, которые вошли в состав Московского государства. Но еще с конца XV века воинскую повинность должны были нести все владельцы земли, в том числе священники и горожане, имевшие в собственности землю в городе. Кроме того, получившие землю за усердную службу чиновники-приказные тоже попадали в число землевладельцев и были обязаны нести ратную повинность; их дети чаще всего становились ратниками, даже не проходя канцелярской службы. При возникновении военной опасности, во время похода в войско вербовали крестьян и даже холопов, которые получали за это мелкие поместья и тоже пополняли ряды военно-служилых людей.

22.09.2017