Внешний облик московского боярина в царской России

После дневного сна москвичи принимались за обычные дела: посещали вечернюю службу в церкви, собирались во дворце для обсуждения дел, ходили в гости друг к другу для домашних бесед и развлечений.

Еще один типично русский обычай - обязательный домашний ужин семьи, завершавшийся вечерним молением в исполнении хозяина дома, после которого уже нельзя было ни есть, ни пить, и вскоре все семейство отправлялось спать до утра.

Внешний облик московского боярина и его манеры поведения почти до конца XVII века были следствием сложившегося к этому времени образа жизни. Любопытно замечание историка Костомарова, что мужской костюм в этот период был по своему составу и покрою одинаков для всех слоев общества и различался только качествами ткани и ценностью отделки.

Все мужчины носили в качестве нижнего белья рубашки длиной до колен, с воротом, имевшим застежку сбоку (наподобие косоворотки); ворот, края рукавов и подол рубашки украшались вышивкой. Нижнюю часть тела и ноги облекали просторные порты из холста или шелка, подпоясанные шнурком под рубашкой. Нижние части штанин засовывались в сапоги. После татарского нашествия вошли в употребление наряду с портами штаны и шаровары, которые у богатых и знатных были парчовыми зимой и шелковыми летом. Обувью простолюдина были лапти или плетеные из прутьев башмаки, богатые носили сапоги, чоботы, башмаки из телячьей или конской кожи, а самые богатые имели сапоги из персидского сафьяна. Сапоги были высотой до колен и имели подкладку из холста, заменявшую чулки. Каблуки сапог были из железа, высокие, а подошвы сапог имели подковы и множество гвоздей (у царей и знатных бояр гвозди были серебряными). Чоботами назывались полусапожки с остроконечными, загнутыми кверху носами, их и башмаки надевали на шерстяные или шелковые чулки. Верхняя одежда была нескольких видов.

21.09.2017