Заносчивая гордость в царской России

И напротив, для того, чтобы напомнить о своей знатности, достаточно было не принять предложенного способа общения «на равных». Поскольку же среди приближенных к царю бояр были представители древних княжеских родов, ведших свое происхождение от Владимира Киевского (Мономаха) и Ярослава Мудрого, то их претензии на особый почет часто выливались в формы семейных междоусобиц.

Связанная с этим первым принципом заносчивая гордость несколько компенсировалась вторым признаком московского боярского быта -хлебосольством. Свойственное в целом всему русскому народу гостеприимство у бояр приобрело значение почти символическое. Недостаточное проявление гостеприимства считалось позорным, почти преступным поступком; поэтому любого гостя в любое время следовало принимать с радостью и подавать на стол все, что было в доме из еды и напитков. От гостя же требовалась полная готовность все предложенное есть и пить, и отказ рассматривался как оскорбление хозяину. Иностранцы были склонны видеть в русском хлебосольстве природную склонность к обжорству и даже считали, что некоторые особенности телосложения русских и их костюма (например, пояс, носимый не на талии, а несколько ниже) связаны с этим пагубным пристрастием. Но это русское качество иногда использовалось в политических целях. Так,

В боярских домах среднего уровня обеденный стол обставлялся без излишней роскоши, иногда даже скатерти на столе не было, а посуда была в основном оловянной и деревянной; еще в середине XVII века только особо почетным гостям подавались, кроме ложек, вилки и тарелки, причем тоже оловянные, хотя в кругах высшего боярства давно пользовались золотой и серебряной посудой, украшенной жемчугом и драгоценными камнями.

Поскольку обеды были продолжительны и обильны, после обеда ложились отдыхать, причем этот обычай был распространен во всех слоях общества - от царей до чернорабочих. Обедавшие в гостях ложились поспать в доме хозяев, на лавках, которые составляли основу меблировки домов.

28.07.2017