Танцующая походка в царской России

Танцующая походка  в царской России

Желая сделать жест более крупным, в момент раскрытия ладони предплечье отводили в сторону за счет движения в локтевом суставе.

Жест выполнялся после того, как наклонился корпус. Затем туловище выпрямлялось и рука опускалась вниз.

Был и еще один способ завершить поклон с пригласительным жестом: не выпрямляясь после выполнения жеста, ослабляли колено одной ноги, оставаясь в этой позе сомнительного почтения. Расслабляли колено ноги, одноименной с рукой, выполнившей жест. Особенно многозначным по смыслу могло быть выполнение поклона с одновременным жестом обеих рук, заключавшееся расслаблением обеих ног в коленях.

Мода подносить дамам цветы широко распространилась в сороковые годы XIX века. Вскоре это стало настолько повальным увлечением, что вызвало к жизни имевший шумный успех водевиль В.А.Соллогуба «Букеты, или Петербургское цветобесие) Цветы подносили лично и присылали - с визитной карточкой, а иногда и анонимно; букеты дарили дамам на прогулках, в театре, при встречах, в дни праздников и просто без всякого повода. Торговля цветами процветала, и предприимчивые цветоводы ввели в употребление так называемый язык цветов: цветам стали придавать условные значения, которые учитывались при составлении букетов. С помощью такого букета можно было изложить свои чувства, высказать комплимент и т.п. Эту моду подхватили составители пособий по правилам хорошего тона, доводя в своих книжках до всеобщего сведения смысловое значение всякого цветка. Вот, например, какие значения цветов указаны в книге Г. Гоппе «Хороший тон» (Санкт-Петербург, 1885).

После того, как был закончен краткий очерк этикета и манер поведения в русском светском обществе XIX века, сам собой возник вопрос об источниках этих правил «хорошего тона». Их происхождение нельзя понять, не обратившись к истории, поскольку Россия XIX века возникла не на пустом месте.

21.09.2017