Осанка чиновника в царской России

И здесь мы обязаны отдать долг благодарной памяти выдающемуся театральному педагогу XX века Ивану Эдмундовичу Коху. В своей книге «Основы сценического движения», изданной в 1970 году, в главе «Стилевые особенности в поведении русского и западно-европейского общества XIX и начала XX столетия» он посвятил шесть страниц чиновничьей пластике. На основе известных ему материалов он обрисовал основные черты поведения чиновника, на которых актер может построить яркую внешнюю характеристику создаваемого образа. Поскольку же других источников в нашем распоряжении нет, то дальнейшее изложение темы будет пересказом страниц из книги И.Э.Коха.

Осанка чиновника отличалась от осанки штатского мужчины и от осанки офицера положением спины: чиновник стоял на плотно сомкнутых ногах с выпрямленными коленями, слегка наклонив вперед прямую спину. Голову при этом он держал прямо, подбородком вперед, за счет вытянутой вперед шеи. Руки в этой позе могли свободно висеть вдоль тела; плечевые суставы не напряжены, а скорее расслаблены.

Ходил чиновник мелкими шагами, но походка его не была одинаковой во всех случаях жизни, а зависела от ситуации, в которой он находился: она могла быть и подчеркнуто учтивой, и униженно-угодливой, и цинично-развязной, но во всех случаях носки стоп смотрели вперед: стопы двигались по параллельным линиям, проходящим через пятки и носки стоящих рядом подошв.

В первом случае движение начиналось скользящим выносом ноги вперед, при этом подъем стопы вытягивался; как только стопа ставилась на пол, она быстрым и мягким движением выполняла подъем на полупальцы и затем плотно опускалась на весь след. В этот момент выдвигалась вперед другая нога. Колени обеих ног при этом не сгибались.

Второй случай - ходьба со слегка согнутыми коленями. Начинали ее из стойки на плотно сомкнутых стопах и с немного согнутыми коленями. Корпус прямой и слегка наклонен вперед.

22.09.2017