Согнутая вперед или набок шея в царской России

Осанка мужчины, привыкшего носить фрак, отвечала правилам хорошего тона, если спина была выпрямлена от крестца до шеи, но не напряжена, лопатки не сведены, плечи свободно развернуты, шея вертикальна, голова обращена лицом прямо вперед. Сведенные вперед или поднятые кверху плечи, согнутая вперед или набок шея, опущенная или запрокинутая назад голова искажали осанку, делали ее непривлекательной и не соответствовали «хорошему тону». За осанкой нужно следить и при ходьбе, и стоя на месте, принимая какую-нибудь позу. Руки стоящего могли быть согнуты в локтях и сложены перед грудью одна на другую предплечьями, могли быть свободно опущены перед собой вниз и соединены сложенными одна на другую кистями или таким же образом заложены назад за спину. Если сюртук или пиджак не был застегнут, можно было взяться рукой за край одноименного с рукой борта; если брались за два борта и правой, и левой руками, их следовало располагать на разной высоте - одну руку ближе к лацкану, другую на уровне пояса - это выглядело более элегантно, чем симметричное расположение рук. Допустимо было засунуть большой палец в нижний карманчик жилета, слегка откинув для этого полу пиджака, но распахнуть обе полы и засунуть пальцы в проймы жилета - решительно дурной тон. Если в руке (чаще всего в правой) была трость, можно было стоя упереть ее концом в землю рядом с башмаком соответствующей ноги, но не опираться на нее. При этом рука, держащая набалдашник трости, могла быть отведена немного в сторону, так что трость принимала наклонное положение. Если трость упиралась в землю между носками башмаков, кисти рук ложились на набалдашник сверху, одна на другую. В этой позе нередко ослабляли одну ногу, слегка согнув ее в колене. Труднее всего было сохранять осанку в положении стоя с опущенными вдоль тела руками, поэтому такое умение относили к высшим достижениям в искусстве манер.

27.05.2017