Знак французского стиля «ампир» в царской России

В 1834 году произошло неожиданное событие в женской моде: вышел Указ о парадном платье для придворных дам. Указ повелевал всем носить костюм, состоящий из двух платьев, верхнего и нижнего. Верхнее - распашное из бархата, со шлейфом, с откидными рукавами, пышно собранными у плеча. Нижнее состояло из корсажа с короткими пышными рукавами и юбки из белого атласа. Самое примечательное, что цвет костюма и отделка предписывались каждой даме в соответствии с ее придворным званием: статс-дамы и камер-фрейлины должны были носить зеленое, фрейлины императрицы - синее и т.п. Дамы, не имеющие придворного звания, обязаны были являться на бал в платьях того же покроя, но иного цвета. Понятно, что высшее общество стало подражать придворным модам.

Новый перелом в женской моде произошел совсем скоро - в 40-е годы был восстановлен кринолин. Талию опустили ниже, юбка стала длиннее - теперь она скрывала ноги полностью. Снова вошла в моду шаль, а перчатки стали совсем короткими. Чем дальше, тем кринолин становился больше и жестче; в 50-е годы уже казалось мало иметь каркас нижней юбки из китового уса, его стали делать из металлических полос и обручей. В это время юбки шили с воланами, сначала с одним, а потом и с двумя, и с тремя. После 1845 года кринолин сменил форму, напоминавшую абажур, на новую: он стал прямым и узким спереди, а сзади приобрел куполообразную форму. В 50-60-е годы кринолин увеличился в размере: в бальных платьях он доходил до 4-5 метров в окружности. Дальше увеличивать его уже не представлялось возможным, и его отменили. На смену ему пришел турнюр - подкладка под юбку сзади, крепившаяся к поясу и приподнимавшая заднюю часть юбки на уровне таза. К турнюру сверху крепился трен - разновидность шлейфа из собранной складками и воланами ткани.

С 70-х годов законодателем мод в Европе стал англичанин Ворт, приехавший в Париж и открывший там первый в мире модельный дом. Его первыми новинками стали накидки, тальмы, бурнусы, имевшие форму полукруга.

27.05.2017