Другие разновидности христианства в царской России

Другие разновидности христианства  в царской России

Контроль за исполнением религиозных обязанностей осуществлялся государственной властью: всякий находящийся на службе обязан был ежегодно представлять начальству справку от попа своего прихода о принятии святого причастия; остальных прихожан контролировали церковные общины. Однако религии, не входившие в число христианских - ислам, иудаизм, буддизм - не признавались «истинными» верованиями; исповедавшие их были ограничены во многих правах. Например, в Императорское театральное училище не принимали татар, евреев и прочих «иноверцев» до начала XX века, только после революционных событий 1905 года этот запрет был снят.

При заключении браков между православными и католиками или протестантами обычно один из вступающих в брак менял свою конфессиональную принадлежность, принимая вероисповедание супруга. Но возможны были и браки между представителями разных христианских вероисповеданий: например, когда Дантес женился на Екатерине Гончаровой, были совершены два венчальных обряда - в православной церкви и в католической. Переход из одной христианской конфессии в другую требовал больших хлопот и занимал много времени: нужно было подать запрос в Консисторию, которая связывалась с епископами обеих церквей, предоставить справки с места рождения и крещения, а также и отзывы с места службы о нравственности претендента. Гораздо сложнее был переход в христианскую веру из нехристианской; помимо канцелярских хлопот, требовалось пройти ритуал крещения. Например, взрослого мусульманина, решившего принять христианскую веру, в церкви разували, мазали ему ноги, руки и лоб миррой (поскольку в купель взрослого человека поместить было невозможно).

Многочисленный слой белого духовенства составляли сельские священники. До конца XVII века они были выборными - их выбирала сельская община, но только из числа имеющих сан.

27.05.2017