Современный артист в царской России

Современный артист  в царской России

Образно говоря, плохо выстроенная пластическая характеристика образа - как плохо сшитый костюм: он «жмет» во многих местах, сковывает движения, лишает человека уверенности в себе, постоянно отвлекает от любого, даже очень важного дела. Так и артист, не сумевший найти точную форму поведения в образе, теряет веру в то, что действует правильно, и это касается не только внешней, физической стороны его действий, но и стороны внутренней, психической. Неуверенный в себе человек неловок и однообразен в движении, его интонации вялы и неубедительны; если же актер пытается преодолеть свою неловкость с помощью волевого усилия, форсируя голос и укрупняя жесты, возникает одна из самых скверных имитаций подлинного действия то, что называется наигрышем.

Вывод из всего сказанного представляется вполне очевидным: для создания полноценного образа человека определенной эпохи актеру необходимо освоить, изучить на практике особенности внешнего поведения людей того времени, к которому автор отнес действие пьесы. Иначе говоря, актеру необходимо приобрести целый ряд умений и двигательных навыков, с помощью которых он может формировать пластическую характеристику образа; вопрос лишь в том, как и где приобрести такие умения. Ведь даже в те отдаленные времена, когда правила «приличного» поведения были общеприняты в обществе, далеко не каждый человек, а только представители определенных социальных слоев обучались им с детства. Поэтому артисты императорских театров, которые в большинстве своем происходили отнюдь не из дворян, часто испытывали затруднения, играя аристократов (совсем как наши современники), чем навлекали на себя вполне заслуженные упреки. Например, А.С.Пушкин очень неодобрительно отзывался об артисте Я.Брянском, который до прихода на сцену служил чиновником: «Неловкий, размеренный, сжатый во всех движениях, он не умеет владеть ни своим голосом, ни фигурою».

22.11.2017