Причина трудностей в царской России

Современный артист - человек нашего времени, живущий в эпоху высоких технологий и новой системы общественных отношений, весьма отличных и по содержанию, и по форме от существовавших в XIX веке. Прошло уже больше ста лет, и новые поколения почти ничего не знают о том, как выглядели в повседневном быту их далекие предки. Между тем, формы внешнего поведения в любую эпоху складываются исторически и становятся настолько неотъемлемыми признаками общественного быта, что, будучи порождением своего времени, становятся и его выражением. Ибо, как уже говорилось, действие - это единый психофизический процесс, обе части которого неразрывно связаны и взаимно определяют друг друга. Следовательно, нельзя быть естественным - на театральном языке это называется быть «органичным» - в мыслях и чувствах, но при этом выражать их в физических формах, не свойственных данному персонажу. В этом случае действие утрачивает свое единство, свою подлинность. А там, где нет подлинного действия, там нет и театра как искусства - есть представление, игра, словом, все, что угодно, только нет художественного творчества, нет искусства актера.

Причина трудностей, с которыми сталкивается актер, играя роль человека, жившего в ином веке, до обидного проста: в большинстве случаев он не знает, каково должно быть его физическое поведение в предлагаемых обстоятельствах определенного места и времени действия, а если даже кое-что знает, то не умеет это осуществить с помощью своего двигательного аппарата. Он привык совсем иначе ходить, садиться и вставать, протягивать руку, поворачивать голову, наклонять ее... Словом, в его распоряжении лишь те привычные формы движения, которые свойственны самому актеру, но несвойственны его персонажу; поэтому с их помощью нельзя создать «жизнь человеческого тела роли» - пластическую характеристику образа. А при отсутствии правильной формы действия, точно соответствующей его содержанию, разрушается его целостность, как единого психофизического процесса.

27.05.2017