Работа над ролью в исторической пьесе в царской России

Работа над ролью в исторической пьесе  в царской России

Для актера, воспитанного школой Станиславского, содержание его работы в спектакле состоит в том, чтобы придуманный драматургом персонаж оживить, наделить «жизнью человеческого духа и человеческого тела роли» за счет собственных психических и физических возможностей, то есть придавая своим личным душевным и телесным качествам признаки, свойственные описанному автором герою - перевоплощаясь в образ действующего лица пьесы, единственным и универсальным средством перевоплощения является действие, понимаемое как единый психофизический процесс, направленный на достижение конкретной цели. Созданный актером персонаж должен действовать так, как это свойственно именно этому персонажу, а не так, как действовал бы на его месте кто-то другой. Его образ действий диктуется целью, к которой он стремится, обстоятельствами, в которых он действует, свойствами личного характера, возрастом, профессией, общественным положением и т.д., - и все это актер должен понять и освоить, характеризуя поведение создаваемого образа чертами, присущими не ему лично как артисту, а созданному образу - человеку, в роли которого артист живет и действует от начала до конца спектакля.

Когда идет работа над ролью в исторической пьесе, источником сведений о внутренней жизни персонажа, о явных или тайных мотивациях его поступков, его мыслях и чувствах артисту служат и текст самой пьесы, и разнообразная вспомогательная литература (об авторе пьесы, об эпохе, о прототипах героев, о постановках в других театрах и т.п.); ему помогает режиссер, трактующий и организующий взаимодействие персонажей между собой. Но как только дело доходит до «жизни человеческого тела роли», современный артист начинает испытывать существенный недостаток практического материала, с помощью которого он может выстроить внешнюю сторону роли - начать действовать физически «по образу и подобию» создаваемого персонажа, а не так, как он привык это делать в жизни.

28.07.2017