Речные корабли XIV-XVII вв.

 

Речные корабли XIV-XVII вв. 

Ясауяьский струг.

Размер: длина 17 м; ширина 4,2 м; осадка 0,8 м. Прямой парус и 22 весла. Площадки на носу и корме позволили устанавливать мелкокалиберную артиллерию. Личный состав - 25-30 человек. Впервые термин «струг» упоминает Русская Правда в 1054 г. Струги - небольшие плоскодонные низкобортные суда, с очень малой осадкой. Изготовлялись без набоев и с набоями, значительно увеличивавшими их размеры. Набойные струги отличались от насадов тем, что доски бортовой обшивки пришивались «внакрой» судоходства, но даже в этом скромном виде они не прекратили своего существования.

 

Результаты Куликовской битвы 1380 г. позволили русскому государству вернуть политическую самостоятельность. Поход русских к Куликову полю обеспечивался судовой ратью. Так, 30 августа у устья реки Лопасни русские войска переправились через Оку на ладьях. Переправа через Дон осуществлялась по пяти мостам, в качестве устоев для которых послужили лодки и ладьи донских казаков. Известно, что казаки, издревле используя систему речек и протоков, практиковали следующие способы переволакивания своих судов: они подводили под днища катки и на них переталкивали суда с одной реки на другую; в других случаях ставили суда на колесные ходы и перевозили их через волок; в третьих случаях, пользуясь поросшей скользкой травой ровной местностью, волочили суда в буквальном смысле этого слова, в наиболее трудных местах перетаскивая их на руках, как это практиковали когда-то приднепровские русы. Колесная передача судов на реку Дон из соседних речных бассейнов вряд ли была явлением исключительным. Именно таким способом были в 1389 г. переведены с Оки на Дон (из Рязани в Воронеж) три струга и один насад, предназначавшиеся для путешествия в Константинополь духовной миссии митрополита Пимена.

Свержение татаро-монгольского ига и образование в конце XV- начале XVI в. русского централизованного государства отразились прежде всего на военной организации, а также на характере и направлении русской торговли и, следовательно, на использовании в военных целях системы водных путей сообщения.

В 1558 г., т. е. вскоре после занятия Астрахани, в этот город из Нижнего Новгорода отправляются во главе с воеводой 500 кораблей, везущих оружие, припасы, ратные силы и купеческие товары. Со второй половины XVI в. в Астрахань начинают ежегодно отправляться суда за солью, рыбой и другими товарами из Москвы и других городов. Число судов, приходивших в Астрахань, составляло ежегодно 500 и более единиц. Грузоподъемность многих из них была сначала 500 т, а позднее доходила до 800-1000 т.

Во второй половине XVI в., т. е. уже в первые годы после завоевания Казани, здесь были организованы значительные по корабельному составу речные флотилии из так называемых ясаульских стругов, принимавшие активное участие в умиротворении вновь покоренного края, далеко не сразу подчинившегося русской власти. Известно, что речным силам довелось выдержать упорную и длительную борьбу с инородческими мятежами и национально-освободительными движениями. Помимо рассылки по городам гарнизонов и снаряжения воинских походов в неспокойные места в Казани организуются так называемые летние плавные службы, т. с. регулярные походы по Волге, Каме и Вятке речных флотилий с посаженными на них воинскими командами. В первое время эти флотилии формировались из оставшихся под Казанью судов после похода 1552 г., но ремонт этих судов и замена их новыми, необходимость организации сношений Казани с обширной, приписанной к ней территорией, а также с Москвой, наконец, интересы торговые - все это содействовало быстрому росту здесь судостроения.

В мае 1558 г. русская рать приступила к осаде крепости Сыреньск, из Новгорода и Пскова судовая рать и артиллерийский наряд были переброшены на ладьях. 6 июня гарнизон крепости Сыреньск капитулировал. Русской рати достались богатые трофеи.

 

Речные корабли XIV-XVII вв.

 

 

Речные корабли XIV-XVII вв.

 

 

Речные корабли XIV-XVII вв.

Струг.

Размер длина 35,5 м; ширина 8,5 м; осадка 1,2 м. Первоначально струги были однодневными судами с пабоями или без иабоев. 13 XVI в. появились дощатые струги. Корпуса стругов выполнялись тщательно, и. несмотря на значительные размеры, эти суда были самыми легкими на ходу. Их использовали для перевозки не только грузов, но и пассажиров. Конструкция корпуса килевая, с прямыми наклонными штевнями. Крыша двускатная, покрывалась соломой. На крыше настилался помост, называемый полатями, на котором помещалось до 10 и более судорабочих для управления поносном (потесью). Тут же устанавливалась площадка для кормчего, называем креслом. Внутри корпуса, в носу и корме, устраивались небольшие помещения (так называемые казенки), в которых размещались кормчий, судорабочие и провизия. В крыше, на одной из сторон, прорезывалось круглое отверстие, служившее для входа внутрь корпуса. Вода из льяла откачивалась деревянными помпами или деревянным черпаком, называемым плицею. Грузоподъемность стругов в зависимости от их размеров и осадки была различной, но не превышала 130-160 т.

 

Экспедиция Пояркова состояла из 132 казаков и была снабжена чугунной полуфунтовой пушкой. Выступив в путь из Якутска в начале июля 1643 г., Поярков в два дня сплавился по Лене до устья ее правого притока, Алдана. Затем, через четыре недели, казаки достигли устья реки Учур, а через десять дней вышли в устье порожистой и труднопроходимой реки Гонам. Наступившая осень побудила Пояркова расположиться здесь на зимовку. Враждебные отношения с даурцами привели к большим потерям в отряде, с трудом продержавшемся здесь до весны. С наступлением весны 1644 г. Поярков двинулся в дальнейший путь рекой Бряндой (притоком Зеи) и затем - в Амур. Плавание теперь было сплавным, по течению, поэтому экспедиция, выйдя в Амур у нынешнего города Благовещенска, в три недели достигла устья реки Сунгари, притока Амура. Поярков задержался здесь с целью изучить низовья Амура. Посланные в разведку 23 человека были перебиты туземцами. Поярков поспешил двинуться вперед со всеми своими силами. В шесть дней он доплыл до устья реки Уссури и 28 дней спустя был уже в устьях Амура. Между тем приблизилась осень.

Весной 1645 г. остатки экспедиции Пояркова двинулись в морской путь, направившись к северу и придерживаясь западного побережья Охотского моря. Три месяца потребовалось экспедиции для морского

 

Речные корабли XIV-XVII вв.

 

перехода от устья Амура до устья реки Ульи, войдя в которое Поярков столкнулся с необходимостью новой зимовки, так как надвигавшаяся осенняя пора не давала ему возможности пуститься в глубь Сибирского края. В конце зимы Поярков, оставив 20 человек на месте зимовки в целях удержания в повиновении местных тунгусов, сам отправился на санях к верховьям реки Мае, принадлежавшей к бассейну Лены. Здесь Поярков выстроил судно, на котором со вскрытием реки и поплыл к Якутску, следуя по рекам Мае и Алдан. Благополучно возвратившись в Якутск летом 1646 г., Поярков привез с собой не только первое описание реки Амура, но и богатый ясак, собранный им при двух последних зимовках среди гиляков и тунгусов. Любопытен практический вывод, сделанный Поярковым после его трехлетней экспедиции: он представил донесение, в котором высказался за присоединение Приамурского края, для покорения которого полагал достаточным отряд всего в триста казаков.

Справедливости ради следует отметить, что еще за пять лет до экспедиции Пояркова, в 1638 г., казачий атаман Перфильев предпринимал попытку проникнуть на Амур через реку Витим (правый приток Лены), но ему удалось подняться лишь до устья реки Ципы.

Документы периода царствования Алексея Михайловича (1645- 1676 гг.) свидетельствуют о большом объеме судостроительных работ и о значительных перевозках русских войск внутренними водными путями. Имеется в виду уже упоминавшееся выше «воронежское струговое дело». Так, в 1672 г. изготовили 578 стругов для «донского отпуску». На работах были заняты 20 388 человек из 24 городов. Изготовленные на один сплав в низовьях Дона, эти суда обратно не возвращались. Для новых «донских отпусков» строились другие суда.

В этот же период русский речной флот активно действовал в Карелии и Ингерманландии. Все эти операции в значительной мере были инициированы боярином А. Л. Ординым-Наидокиным, который, являясь сторонником активной борьбы за выход к Балтийскому морю, понимал, что без сильного флота не преодолеть превосходства шведов как на суше, так и па море. Для обеспечения действий в Прибалтике в селе Дсдиновс на реке Оке была организована крупная судостроительная верфь. В частности, дединовской постройки были и струги, на которых ходила в 1656 г. вниз по Западной Двине рать царя Алексея Михайловича.

В это же время на реке Неве и Ладожском озере под командованием воеводы П. И. Потемкина успешно действовала флотилия донских казаков. 10 июля 1656 г. они захватили на Ладожском озере шведские суда, на одном из которых находился комендант Кексгольма (Приозерска). 22 июля в устье Невы, у острова Котлин, казаки в бою с отрядом шведских кораблей взяли один из них на абордаж и пленили команду.

Ордин-Нащокин, управлявший вновь присоединенным к России краем, деятельно занимался созданием Западно-Двинской речной флотилии и судостроительных центров. На судах, построенных на Лавутской верфи и арендованных у русских «торговых людей», издревле живших в Прибалтике, осуществлялась переброска русских войск под Ксксгольм (При-озерск) и Нотсбург (Петрокрепость).

Летом 1657 г. на Ладожском озере прошли бои с большими шведскими кораблями. Шведы неизменно терпели поражения от казаков и отходили. Из-за сложной политической обстановки в 1658 г. Россия заключила со Швецией перемирие, по условиям которого она не получила желанного выхода к Балтийскому морю, но оставляла за собой ряд завоеванных городов на Западной Двине.

В Кокенгаузенс А. Л. Ордин-Нащокин успел организовать строительство кораблей для Западно-Двинской флотилии, но после подписания Кардисского мирного договора в 1661 г. русское правительство

 

 

Речные корабли XIV-XVII вв.

 

Западподвинский струг. В XVI в. западподвинский струг уже имел своеобразную и характерную форму. Это были суда длиной S6.3- 38.4 м. шириной 11,7-12.8 м; высота борта в середине - до 2.13 м. в носу и корме - до 1,6 м. Грузоподъемность достигала 229.6 т. Днище плоское, штевни и борта отвесные. Сверху судно покрывалось навесом на два ската. Наверху устраивалась площадка дли кормчего. Управлялся струг двумя большими веслами - потесями, устанавливаемыми на носу и корме, на бортах имелись гребки. На стругах сплавляли хлеб и лес. Струг служил одну путину, по прибытии его к месту назначения корпус разбирался на дрова и разные постройки обязалось оставить завоеванные территории. Поэтому недостроенные корабли и портовые сооружения пришлось уничтожить.

 

Однако Швеция, лишив Россию выхода к Балтийскому морю, потерпела экономическое поражение, так как торговлю с русским государством стали вести ее экономические конкуренты - Голландия и Англия (через русский порт в Архангельске).

Неудача с заведением военного флота на Балтике не остановила русское правительство, и мысль об организации военного флота решили реализовать на Каспийском морс, причем во главе всего дела поставлен был все тот же боярин А. Л. Ордин-Нащокин. В 1667-1669 гг. в Дединове строились суда для Каспийского моря: корабль «Орел», яхта и один бот.


19.11.2017