Внутренние водные пути и становление русской государственности

Речные системы Русской равнины (Днепра, Западной Двины, Волхова и Волги) близко сходятся в верховьях. Это благоприятное обстоятельство способствовало налаживанию торговых связей среди славянских племен, впоследствии образовавших древнерусскую народность. Наиболее выгодно расположенные поселения постепенно обрастали ремесленными посадами и превращались в города.

В VI в. восточные славяне уже имели свою государственность. Ее развитие привело в IX в. к закономерному появлению мощного феодального Древнерусского государства, называвшегося Киевской Русью.

Согласно русским источникам, первые сведения о древнерусских судах относятся к IX в. По свидетельству более ранних, греческих источников, славяне еще в VII в. совершали походы на Византию, доходя на судах-однодеревках до Солуни и Крита.

В период IX-XI вв. Киевская Русь торговала с Византией на Дунае, а по Волге - с Ближним Востоком, Средней Азией.

 

Внутренние водные пути и становление русской государственности

Речное боевое судно князя Изяслава. XII «. (реконструкция)

В Древней Руси для торговых сношений с греками и военных набегов русских на Царьград использовались корабли и ладьи, построенные на однодеревной основе с набоями.

Из одного речного бассейна в другой суда перевозились по суше на колесах. Последний способ был применен даже при осаде Царьграда в 907 г.: «...повеле Олег воем своим колеса изделати и вставити корабля на колеса, и бывши покосну ветру, оуспяша пре [натянуты паруса] с поля и идяще к городу» (Лаврентьевская летопись).

Русский корабль IX-X вв. был не чем иным, как большой беспалубной набойной лодкой на 40-60 человек. В 949 г. в составе греческого флота, направлявшегося на остров Крит, было девять русских кораблей, на которых находилось 629 бойцов.

В русском походе на Каспий в 913-914 гг. принимало участие 500 кораблей, в каждом из которых, по утверждению профессора Н. П. Загоскина, было до 100 воинов. Численность экипажа в 60 человек со всем необходимым вооружением, доспехами и припасами была, во всяком случае, нормой.

Лаврентьевская летопись 1151 г. впервые упоминает о речных кораблях, построенных великим князем Изяславом Мстиславичем для отражения нападения на Киев князя Андрея Боголюбского. Из описания становится ясной конструктивная особенность кораблей: гребцы были укрыты сверху дощатым настилом, на котором размещалась боевая площадка для воинов.

Дальнейшее развитие феодальных отношений в Киевской Руси привело к распаду Древнерусского государства. В XII в. сложились самостоятельные княжества: Новгородское, Ростово-Суздальское, Муромо-

Рязанское, Смоленское, Киевское, Черниговское, Северское, Переяславское, Волынскос, Галицкое и др.

В 1236-1240 гг. русские земли (кроме Новгородского княжества) завоевали так называемые татаро-монголы. Их нашествие на три века прервало водные перевозки по Черному и Каспийскому морям.

В XV в., когда русские княжества объединились в единое централизованное государство во главе с Москвой, Россия начала длительную и упорную борьбу с Польшей, Швецией и Османской империей (так называли тогда Турцию) за возврат исконно русских земель.

Все исторические источники единодушно утверждают, что водные пути с незапамятных времен были излюбленными и часто единственными путями сообщения русских. Как известно, по водным путям прошла вся русская колонизация нашей огромной страны.

 

Внутренние водные пути и становление русской государственности

 

 

Внутренние водные пути и становление русской государственности

 

 

Внутренние водные пути и становление русской государственности

 

Строительство судов для военных походов, исследования и освоения новых земель было развито весьма широко во вес времена рассматриваемого периода. Центры судостроения, в которых сосредоточивалась массовая постройка судов для различных казенных надобностей, то и дело возникали в тех или иных районах всех без исключения речных бассейнов.

Большой размах имело казенное «струговое дело» по реке Воронеж и ее притокам, где со времен царя Михаила Федоровича производились в большом количестве постройки плоскодонных грузовых стругов для доставки по реке Дон хлебных запасов Войску Донскому.

Здесь в XVII в. струги строились и отправлялись сотнями. Знаменитые дремучие буковые, дубовые, липовые, сосновые леса, расположенные в бассейне реки Воронеж, упоминаемые еще в 1284 г. Лаврентьев-ской летописью, с каждым годом редели. Последние остатки их вырубили в 1696 г. на постройку большого стругового флота для второго Азовского похода Петра I. При строительстве стругов производилась мобилизация окрестного городского населения, нередко до 20 тысяч человек, которое поставляло казне все вспомогательные строительные материалы: смолу, конопать, луб, деготь, лыко, «колеса и станки с оглоблями», служившие для подвозки стругов с мест постройки на берег Воронежа и его притоков. Железо бралось из казны или покупалось. Постройка начиналась обычно зимой, прямо в лесу. Готовые струги возили из леса к реке Воронеж на колесных станках, спускали на воду, грузили и большими караванами сплавлялись в низовье Дона к казачьему войску. Работами руководили московские стольники.

В 1789-1791 гг. на Дунае активно действовала речная флотилия. В войне с Турцией 1807-1812 гг. Дунайская гребная флотилия активно содействовала сухопутным войскам при взятии крепостей Аккерман, Браилов, Измаил, Силистрия, Рущук. Командующий Молдавской армией М. И. Кутузов особенно высоко оценил ее действия при взятии Ру-щука и объявил морякам флотилии благодарность.

Восточная, или Крымская, война 1853-1854 гг. возникла в результате обострения противоречий на Ближнем и Среднем Востоке между Англией и Францией, с одной стороны, и Россией - с другой.

Но главным театром войны стал Черноморский. В эту войну Дунайская флотилия занималась охраной судоходства на Среднем и Нижнем Дунае и обеспечивала действия армии князя Горчакова.

В 1853 г. состоялась первая русская военная экспедиция в Среднюю Азию. Она ознаменовалась взятием Кокандского укрепления Ак-Мечети. Тогда же в Казалинске были спущены на воду первые два парохода, «Перовский» и «Обручев», с прямой целью препятствовать хивинцам переправляться через реку Сырдарью и грабить киргизов, принявших русское подданство. Пароходы стали ядром Аральской флотилии, основная задача которой заключалась в перевозке войск и армейских грузов. Флотилия просуществовала до 1883 г.

В связи с продвижением русских в Среднюю Азию и усилением там экономического и политического влияния России к середине 1888 г. была организована Амударьинская флотилия. Суда флотилии выполняли в основном перевозки военных и государственных грузов. Флотилия существовала до октября 1917 г.

В начале 1897 г., в целях обеспечения снабжением расположенных по берегам Амура и его притоков, Уссури и Шилки, казачьих станиц была образована Амуро-Уссурийская казачья флотилия. Флотилия также просуществовала до октября 1917 г.

Во время так называемого боксерского восстания в Китае 1900- 1902 гг., а также в Русско-японскую войну 1904-1905 гг. на Амуре были вооружены некоторые пароходы и баржи. В июле 1906 г. началось формирование Амурской военной флотилии (ее корабельный состав и уровень подготовки моряков были самыми лучшими в мире).

С начала Первой мировой войны 1914-1918 гг. русские военные флотилии были воссозданы на Дунае и Немане. Кроме того, существовали речные боевые отряды Военного ведомства, речные флотилии формировались также на Северо-западе и в Закавказье.


27.05.2017