Амурские флотилии. 1857-1917 гг.

Как уже отмечалось выше, русские землепроходцы впервые появились на Амуре еще в середине XVII в. Это были отдельные отряды казаков, собиравшие дань в казну. И лишь в середине XIX в., благодаря энергичной деятельности генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского, экономическая жизнь на окраине России существенно оживилась. Так, в 1850-1855 гг. гидрографическими описаниями реки занялась Амурская экспедиция под командованием капитана 1 ранга Г. И. Невельского (несколько офицеров и 60 матросов).

Весна 1852 г. ознаменовалась началом парового судоходства на Амуре, когда в его воды вышел пароход «Аргунь», построенный на Шилкинском заводе. 14 мая Н. Н. Муравьев-Амурский на 77 судах отправился из Нерчинска в первую военную экспедицию. Через месяц караван благополучно прибыл на пост Мариинский, недалеко от которого конная сотня казаков Забайкальского войска основала станицу Сучи. На судах каравана прибыли также строительный инструмент, материалы, боезапас и запасы продовольствия на два года.

Весной 1854 г. второй сплав перевез конную сотню с необходимыми двухгодичными запасами. Командир отряда есаул Скобельцын должен был обследовать устье реки Бурей, чтобы выбрать место для новых поселений шестисотенного конного полка и четырех пеших казачьих батальонов.

Весной 1857 г. переселение казаков пошло интенсивнее, так как в Николаевске-на-Амуре собрали и спустили на воду пароходы Сибирской флотилии «Амур» и «Лена». К концу года на Амуре удалось основать 17 казачьих станиц, в которых разместились три конные сотни и два армейских батальона с дивизионом полевой артиллерии. Число поселенцев обоего пола составило 1850 душ, в течение же следующего, 1858 года возросло до 2350 душ, а число станиц - до 32. Конный полк был сформирован полностью, и началось переселение пеших казаков, основавших, между прочим, станицу Хабаровку (ныне город Хабаровск).

С 1857 по 1863 г. флотилия казенных пароходов и барж на реке Амур достигла значительных размеров и занималась в основном хозяйственными перевозками для снабжения всем необходимым военных постов и казачьих станиц. Костяк флотилии составляли пароходы Военного ведомства, часть которых могла вооружаться артиллерией. Личный состав всех ведомственных пароходов комплектовался моряками Амурского флотского экипажа.

В 1878 г. для укрепления обороны устья реки Амур по железной дороге в Николаевск-на-Амуре были перевезены миноноски, которые вошли в состав Сибирской флотилии.

В 1885 г. командующий войсками Приамурского военного округа впервые поставил вопрос о создании Амурской речной флотилии. По экономическим соображениям решение не состоялось, но с 1897 г. начала действовать небольшая Амуро-Уссурийская казачья флотилия. Однако обремененные обслуживанием станиц два парохода этой флотилии только в исключительных случаях могли содействовать охране границ и бороться с бандами хунхузов. Поэтому в 1898-1900 гг. вопрос о создании мощной речной флотилии рассматривался в межведомственной комиссии, работавшей по инициативе Военного министерства.

Река Амур, благодаря своему громадному протяжению, до постройки Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) была единственным путем сообщения между Николаевском, Хабаровском и Благовещенском - летом на судах, зимой на санях. К концу XIX в., через 46 лет после начала парового судоходства, по водам Амурского бассейна уже плавало 160 паровых судов и 261 баржа. Кроме этого, по Селенге ходили один пароход, 15 парусных судов и 20 барж.

Огромное значение реки Амур особенно рельефно проявилось в 1900 г., во время боксерского восстания, когда КВЖД еще только строилась, а материалы доставлялись сплавом по рекам. Поэтому для усмирения восстания хунхузских шаек войска с боевыми запасами пришлось перевозить на коммерческих пароходах и баржах, на которых устраивали временную защиту из мешков с землей и песком.

Пароходы Амуро-Уссурийской казачьей флотилии и Министерства путей сообщения «Селенга», «Сунгари», «Газимур», «Амазор», «Ху-лок» и другие были вооружены легкой артиллерией и пулеметами.

Командир Владивостокского порта выделил для этого десять 4-фунтовых пушек образца 1867 г., а также три 47-мм и одну 37-мм пятиствольную пушки Гочкиса.

Наспех вооруженные пароходы принесли большую пользу в качестве разведчиков, конвойных и сторожевых судов. А вольнонаемный командир «Селенги» был награжден Георгиевским крестом. Вслед за усмирением восстания наместник на Дальнем Востоке поднял вопрос о постройке для Амура нескольких канонерских лодок различных типов. По его ходатайству были заложены четыре мореходные канонерские лодки типа «Гиляк» для защиты устья Амура и 10 лодок с малой осадкой типа «Бурят» и «Вогул».

Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. необходимость обороны реки возросла, так как КВЖД не справлялась с перевозкой необходимых грузов и значительная часть их переправлялась по рекам Амурского бассейна.

Из-за неготовности канонерских лодок, строившихся в Сормове, пришлось воспользоваться колесными пароходами и винтовыми катерами Военного ведомства и Корпуса пограничной стражи, а также баржами Амурского общества пароходства и торговли и Министерства путей сообщения, наскоро вооружить их артиллерией и этими плавучими батареями укрепить несколько важных стратегических пунктов по Амуру. Кроме того, с Балтийского флота по железной дороге дополнительно перевезли миноноски и спустили их на воду в поселке Кокуй.

В 1905 г. Портсмутский мирный договор отрезал от центра России южноуссурийский театр, наложив запрет на пользование КВЖД в стратегических целях. Значение реки Амур как единственной на Дальнем Востоке коммуникационной линии еще более возросло. Ввиду этого в состав флотилии после окончания войны вошли восемь более мощных кораблей типа «Шквал». Впервые в мире на них установили двигатели внутреннего сгорания. Благодаря этому дальность действия кораблей увеличилась до 5600 км. Среди речных кораблей мира они имели самое мощное артиллерийское вооружение и противоснарядное бронирование. Кроме того, в состав флотилии вошли 10 посыльных судов, а по существу - артиллерийских бронекатеров типа «Штык».

10 мая 1907 г. состоялся первый парад кораблей и строевой смотр личного состава Амурской флотилии. Главная база флотилии находилась в Осиповской протоке. Здесь располагались: береговая радиостанция, штаб флотилии, казармы и дома для офицеров и их семей, а также механический, котельный и деревообрабатывающий цеха. Первый командующий флотилией - капитан 1 ранга А. А. Кононов. В 1910 г. его сменил контр-адмирал Бсргель.

Летом 1910 г. корабельный и судовой состав флотилии был укомплектован полностью. Общее число боевых кораблей и вспомогательных судов различного назначения достигло 38. Наличие Амурской речной флотилии очень помогло в 1910 г. при пересмотре договоров с Китаем об условиях судоходства по реке Амур и его притокам, так как она к этому времени уже составляла значительную силу. Флотилия просуществовала до октября 1917 г., затем была воссоздана в 1922 г., после окончания Гражданской войны.

Канонерские лодки типа «Бурят», проект которых был разработан инженерами Сормовского завода на основе представленной Морским ведомством технической документации, предназначались для действий на водных путях Амурского бассейна. Так как Сормовский завод не имел опыта в проектировании и постройке артиллерийских кораблей небольшого водоизмещения, был построен опытный корабль (канонерская лодка № 11). Его испытания проводились в ноябре 1905 г., уже после спуска на воду первой канонерской лодки серии. Корабли в разобранном виде по железной дороге перевозили в поселок Кокуй, где их собирали, достраивали и вооружали.

Исходя из опыта Русско-японской войны, в августе 1905 г. Морское министерство выдвинуло требование об усилении бронирования и артиллерийского вооружения строившихся канонерских лодок. Корабли находились уже в большой степени готовности, и по первоначальному проекту пришлось достроить три единицы. В целом канонерские лодки типа «Бурят» считались довольно мощными артиллерийскими кораблями, способными плавать в сложных условиях Амура и Уссури. В числе их основных недостатков были морально устаревшие и тяжелые котлы локомотивного типа.

Главные механизмы - две вертикальные паровые машины тройного расширения суммарной мощностью по контракту 480 инд. с. - на приемных испытаниях развивали мощность от 250 до 270 инд. с. Два огнетрубных котла и одна пародинамо-машина, все главные и вспомогательные механизмы, а также паровые котлы - производства Сормовского завода.

Наибольшая скорость по контракту - 11,5 уз. На приемных испытаниях корабли показали скорость: «Орочанин» - 11,04 уз., «Монгол» - 11,09 уз., «Бурят» - 11,28 уз. Скорость экономического хода- 8 уз. Нормальный запас топлива - 36 т нефти. При усиленном запасе дополнительно загружалось 45,9 т. Дальность плавания -1100 миль при скорости 10 уз.

Бронирование: элеваторы, погреба боезапаса и орудийные щиты -12 мм.

Личный состав: офицеров - трос; кондукторов - двое и матросов -35 человек.

Артиллерийское вооружение: две 75-мм пушки с длиной ствола 50 калибров (дальность стрельбы - 48 кабельтовых; скорострельность - восемь выстрелов в минуту; боезапас - 318 унитарных выстрелов); четыре 7,62-мм пулемета, две 64-мм десантные пушки Барановского; один прожектор диаметром 60 см.

Радиотелеграфная станция мощностью 1,5 кВт («Telefunkcn»).

Судьбы канонерских лодок «Бурят», «Монгол» и «Орочанин» первоначально ничем не различались. С сентября 1914 по 1918 г. корабли находились в порту на долговременном хранении. «Бурят» во время Гражданской войны, летом 1918 г., участвовал в боях на реке Иман. В июне

1918 г. орудия и пулеметы с «Монгола» были сняты и установлены на бронепоезда. Отбиваясь от японских интервентов, в конце сентября 1918 г. «Орочанин» дошел по Зее до Белгородского моста, где и был взорван экипажем. После войны не восстанавливался и был разобран на месте в 1923 г.

«Бурят» и «Монгол» 7 сентября 1918 г. захватили японские интервенты в Хабаровске и осенью 1920 г. увели на остров Сахалин. 5 мая 1925 г. корабли были возвращены в СССР и сданы в порт на хранение. С сентября 1926 г. вошли в состав Дальневосточной вооруженной флотилии. В 1929 г. участвовали в советско-китайском конфликте. С 27 июня 1931 г. - в составе Амурской Краснознаменной флотилии.

В 1932 г. на «Буряте» провели капитальный ремонт корпуса и механизмов. «Монгол» прошел такой же ремонт в 1937 г. В 1944-1945 гг. вооружение каждого из кораблей дополнили двумя 37-мм зенитными автоматами и семью 12,7-мм пулеметами. Участвовали в войне с Японией. Сданы на слом в 1958 г.

Главные механизмы аналогичны типу «Бурят». Наибольшая скорость на приемных испытаниях: «Вогул» - 9,7 уз., «Зырянин» - 10,3 и «Сибиряк» - 10,1 уз. Скорость экономического хода - 8 уз. Нормальный запас топлива- 102 т нефти. Дальность плавания- 1700 миль (при скорости 8 уз.).

Бронирование: бортовой пояс и боевая рубка - 12,7 мм, палуба и траверсы - 9,5 мм.

Личный состав: офицеров - четверо, кондукторов - двое, матросов - 57.

Артиллерийское вооружение: две 120-мм пушки с длиной ствола 45 калибров (дальность стрельбы - 70 кабепьтовых; скорострельность - девять выстрелов в минуту; боезапас - по 150 выстрелов на ствол); одна 122-мм гаубица (боезапас - 200 выстрелов); четыре 7,62 мм пулемета; один прожектор диаметром 60 см.

Радиотелеграфная станция - мощностью 1,5 кВт («Telefunken»).

Судьбы канонерских лодок типа «Вогул» первоначально также ничем не отличались друг от друга. С сентября 1914 по 1918 г. корабли находились в порту на долговременном хранении. Отличился только «Калмык», который после объявления о начале войны, 3 августа 1914 г., на внешнем рейде Николаевска захватил немецкий пароход «Dortmund». 6 декабря 1917 г. все корабли серии перешли на сторону советской власти. 7 августа 1918 г. были повреждены и частично затоплены в Осиповском затоне города Хабаровска. И в тот же день корабли захватили японские интервенты. Осенью 1920 г. японцы увели канонерскую лодку «Вотяк» на Сахалин.

 

Амурские флотилии. 1857-1917 гг.

 

В 1927 г. канонерская лодка «Сибиряк» перевооружена на два штатных 120-мм и два 76,2-мм орудия. 1 мая 1927 г. лодка «Вотяк» возвращена СССР и сдана в порт на хранение. 15 февраля 1928 г. восстановлена и введена в строй (два 120-мм орудия, один 40-мм зенитный автомат).

«Вогул», «Вотяк» и «Сибиряк» участвовали в советско-китайском вооруженном конфликте на реке Сунгари в октябре-ноябре 1929 г. В 1935-1936 гг. «Сибиряк» прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов, а также перевооружение (установлены две 100-мм пушки и одна 122-мм гаубица). На следующий год такой же ремонт и аналогичное перевооружение прошел «Вотяк», а в 1939-1941 гг. - «Вогул».

В 1942 г. на «Вотяк» дополнительно установили три 37-мм зенитных автомата и четыре 12,7-мм пулемета ДШК. В 1942-1943 гг. «Вогул» прошел повторную модернизацию артиллерийского вооружения (две 100-мм универсальные пушки, один 37-мм и четыре 20-мм зенитных автомата). В 1944 г. «Сибиряк» еще раз прошел капитальный ремонт и перевооружение (три 100-мм универсальные пушки, два 37-мм зенитных автомата, четыре 20-мм автоматические пушки фирмы «Oerli-kon»).

Корабли принимали участие в Маньчжурской наступательной операции, обеспечивали продвижение советских войск вдоль реки Амур и обстреливали Фуюань. С сентября 1945 г. «Вогул» - гвардейский корабль, а 9 августа 1955 г. разоружен и переоборудован в учебно-тренировочную станцию. «Вотяк» сдан на слом 25 мая 1949 г., а «Сибиряк» -в марте 1958 г.

Речные башенные канонерские лодки типа «Шквал» проектировались специально для действий на водных путях Амурского бассейна, где отсутствовала густая сеть угольных станций, а единственная база находилась в Хабаровске. Это обстоятельство предопределило впервые в мировой практике использование дизельной силовой установки. Проект разрабатывался на основе опыта Русско-японской войны и требований Главного морского штаба. Впоследствии его значительно усовершенствовали конструкторы Балтийского завода.

В 1907 г. Морское министерство выдало заказ на постройку восьми бронированных башенных канонерских лодок водоизмещением по 900 т для вновь создававшейся Амурской флотилии, формировавшейся в целях защиты устья Амура и мелководного побережья Татарского пролива. Перед строителями канонерских лодок стояли очень жесткие условия: осадка не должна превышать 1,2-1,4 м, а запаса топлива должно хватить для перехода из Хабаровска в Благовещенск и обратно. Наконец, на кораблях требовалось установить дальнобойные морские орудия крупного калибра, надежную броню и обеспечить скорость не менее 10 уз. В процессе проектирования выяснилось, что все эти требования можно удовлетворить лишь в том случае, если установить на кораблях дизели. Канонерские лодки Амурской флотилии явились первыми в мире надводными кораблями с дизелями в качестве главных двигателей.

Корпус делился водонепроницаемыми переборками на 11 отсеков и имел в средней части двойное дно. На палубе не было никаких надстроек, кроме боевой рубки и орудийных башен. На лодках установили по четыре нереверсивных дизеля мощностью 250 л. с. каждый. Двигатели соединялись с гребными валами через электропередачу, которая явилась одним из наиболее значительных новшеств, осуществленных конструкторами лодок.

В острой конкурентной борьбе между судостроительными предприятиями за получение этого заказа победителем вышел Балтийский завод. 12 мая 1907 г. правление Балтийского завода подписало контракт на постройку восьми речных башенных канонерских лодок. Первую башенную лодку испытывали на Балтике, а затем собирали в поселке Кокуй, на реке Амур, где была создана временная верфь Балтийского завода. Спуск башенной лодки «Шквал» состоялся 28 июня 1908 г. Достройка «Вихря», «Вьюги», «Грозы», «Смерча», «Тайфуна», «Урагана» и «Шторма» происходила в Хабаровске весной и осенью 1909 г.

Постройку башенных канонерских лодок Балтийскому заводу предстояло осуществлять в совершенно необычных условиях: полностью собрать и испытать в Финском заливе головной корабль «Шквал», после чего разобрать и вновь собрать его на Дальнем Востоке. Там же намечалось организовать окончательную сборку, испытания и сдачу остальных семи канонерских лодок.

Временную верфь для сборки корпусов канонерских лодок Балтийский завод построил в поселке Кокуй на реке Шилке, впадающей в Амур, недалеко от города Сретенска, к которому вела железнодорожная ветка. Небольшая глубина Шилки не позволяла провести полностью достроенные броненосные канонерки в Хабаровск, поэтому в Кокуе решили производить только сборку корпусов и установку некоторых механизмов, а окончательную достройку осуществлять в Хабаровске. Все работы в Кокуе возлагались на специально созданное для этих целей Амурское отделение Балтийского завода. В Кокуе Балтийский завод построил для мастеровых пять больших, с паровым отоплением и электрическим освещением, деревянных бараков с общими нарами на 100 и более человек.

Первая партия мастеровых выехала в Кокуй в конце сентября 1907 г. и уже 22 октября приступила к работе на месте. Рабочие трудились в трех деревянных мастерских: судостроительной, слесарно-медницкой с кузницей и столярно-малярной, имевших паровое отопление и электрическое освещение. Этот маленький поселок обслуживала электростанция, состоявшая из пародинамо-машины и небольшого парового котла, построенного на Балтийском заводе. Сжатый воздух для пневматических инструментов вырабатывался четырьмя паровыми компрессорами. Для обеспечения достроечных работ балтийцы соорудили и плавучую мастерскую.

Корпуса канонерских лодок собирали на стапелях, расположенных параллельно берегу реки Шилки в два ряда, и спускали боком. Предварительная сборка корпусов началась на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге в 1907 г. Осуществлялась она в каменном эллинге на специальных стапелях, которые позволяли строить одновременно несколько корпусов. Однако из-за пожара в эллинге работы вскоре прекратились. Сгорели стапеля, часть деталей для канонерских лодок оказалась поврежденной. Пожар непоправимо повредил также пневматические инструменты и компрессор. Значительно пострадал и сам эллинг. Стапеля для сборки корпусов пришлось заново строить вне эллинга.

Корпуса канонерских лодок собирали на временных болтах, все детали тщательно подгоняли, чтобы на месте облегчить их сборку. Затем все детали разбирали, маркировали и перевозили на подводах зимой через Неву на станцию Новый Порт, а летом через весь город на товарную станцию Николаевской железной дороги. С каждым эшелоном отправляли по два мастеровых, хорошо знавших порядок сборки деталей.

Спуск семи канонерских лодок типа «Шквал» на Амуре осуществлялся весной и осенью 1909 г., так как летом река мелела. Корабли достаивали в Хабаровске, где заранее для этого Балтийский завод специально построил и оборудовал мастерские. Сдача кораблей задерживалась из-за несвоевременной поставки дизелей и вооружения. К концу 1910 г. все канонерские лодки вступили в строй.

Несмотря на свое малое водоизмещение, корабли типа «Шквал» являются гордостью отечественного кораблестроения и до настоящего времени не превзойдены по своим основным тактическим и конструктивным характеристикам. Башенные канонерские лодки отличались мощной артиллерией, большой прочностью корпуса и хорошей мореходностью.

В годы Первой мировой войны корабли участия в боевых действиях не принимали. В конце августа 1914-начале 1915 г. с некоторых из них сняли двигатели и вооружение и отправили на Север и Балтику.

Главные механизмы - четыре 4-тактных 4-цилиндровых дизеля: «Гроза», «Шторм», «Вихрь» и «Тайфун» - производства санкт-петербургского завода «Людвиг Нобель», мощностью по 250 л. с; «Ураган», «Вьюга», «Смерч» и «Шквал» - производства Коломенского завода, мощностью по 260 л. с. На каждом корабле стояли по три дизель-генератора (320А, 105В). Наибольшая контрактная скорость - 11 уз. На приемных испытаниях башенные лодки показали скорость: «Ураган» - 11,5 уз.; «Вьюга», «Гроза», «Шторм», «Смерч» и «Шквал» - 11,3 уз.; «Вихрь» -11,9 уз. Скорость экономического хода - 8 уз. Нормальный запас топлива -112,5 т соляра. Дальность плавания - 3,726 миль (при скорости - 8 уз.).

Бронирование: бортовой пояс- 38,1; 76,2 и 38,1 мм, артиллерийские башни - 76,2 и 25,4 мм; кожух машинного отделения - 31,8 мм, палуба - 19 мм, боевая рубка - 50,8 и 19 мм.

 

Амурские флотилии. 1857-1917 гг.

 

Артиллерийское вооружение: две 152-мм пушки с длиной ствола 50 калибров (дальность стрельбы - 95 кабельтовых; скорострельность -5 выстрелов в минуту; боезапас - 40 выстрелов); четыре 120-мм пушки с длиной ствола 50 калибров (дальность стрельбы - 82 кабельтовых; скорострельность - 6 выстрелов в минуту; боезапас - 50 выстрелов); шесть 7,62-мм пулеметов. Прожектор диаметром 60 см.

Радиотелеграф Морского ведомства образца 1909 г., мощность - 2 кВт.

В августе 1914 г. все башенные лодки были разоружены и сданы в порт на хранение, 6 декабря 1917 г. перешли на сторону советской власти. 7 сентября 1918 г. захвачены в Осиповском затоне города Хабаровска японскими интервентами в поврежденном и частично затопленном состоянии.

«Ураган» и «Шторм» 17 февраля 1920 г. вошли в состав морских сил Дальневосточной республики (без 120-мм орудий). В феврале 1920 г. поднят «Смерч», разоружен и сдан в порт на хранение. «Вьюга» летом 1921 г. переоборудована в плавбатарею (четыре 120-мм и две 76,2-мм полевые пушки). «Шквал» осенью 1920 г. уведен японцами на Сахалин.

17 февраля 1920 г. «Тайфун» вновь вошел в состав советского флота. Из-за отсутствия вооружения и механизмов был законсервирован. Весной 1921 г. расконсервирован, вооружен полевыми орудиями и переведен в класс плавучих батарей. В июле 1921 г. корабль сдан Хабаровскому порту на долговременное хранение. В октябре 1921 г., ввиду угрозы захвата японцами, эвакуирован в станицу Екатерино-Никольскую.

«Гроза» использовалась японцами для брандвахтенной службы. 17 февраля 1920 г. она вновь вошла в состав советского флота. 23 декабря 1921 г. была взорвана экипажем в Хабаровске во избежание захвата японцами. Весной 1922 г. затонула во время ледохода.

23 декабря 1921 г. «Смерч» подорван экипажем в Хабаровске во избежание захвата японцами и белогвардейцами. 15 октября 1923 г. восстановлен «Вихрь» (вооружение отсутствовало).

В 1926-1927 гг. «Ураган» и «Шторм» прошли капитальный ремонт корпуса и перевооружение, с установкой во всех башнях шести 120-мм орудий. 1 мая 1927 г. «Шквал» возвращен СССР и к 16 июня 1927 г. отремонтирован и вооружен шестью 120-мм орудиями, четырьмя 12,7-мм и шестью 7,62-мм пулеметами.

В 1927 г. «Вьюга» прошла капитальный ремонт корпуса и механизмов с перевооружением (четыре 152-мм орудия в башнях и шесть 7,62-мм пулеметов).

В 1928 г. «Вихрь» переоборудован в плавбазу гидросамолетов (14 гидросамолетов типа МР-1).

Все вышеперечисленные восстановленные и перевооруженные башенные канонерские лодки участвовали в советско-китайском вооруженном конфликте в октябре-ноябре 1929 г.

В 1931 г. «Ураган» прошел капитальный ремонт. К 24 июля 1932 г. были восстановлены «Смерч» и «Тайфун» (шесть 120-мм орудий). В 1934 г. «Вихрь» прошел капитальный ремонт и переоборудован в монитор (четыре 130-мм орудия; два 85-мм орудия; четыре 37-мм зенитных автоматов; шесть 12,7-мм пулеметов ДШК). В 1934-1935 гг. на «Вьюге» дополнительно установили два 37-мм зенитных автомата и четыре 12,7-мм пулемета ДШК. В 1936-1937 гг. «Смерч» прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов с перевооружением (установлены: четыре 130-мм орудия; два 37-мм зенитных автомата; четыре 12,7-мм зенитных пулемета ДШК и пять 7,62-мм пулеметов).

С 1936 по 1939 гг. «Вихрь» и «Тайфун», а в 1937- 1938 гг. «Шквал» прошли капитальный ремонт корпуса и механизмов с модернизацией артиллерийского вооружения (установлены по два 85-мм орудия, по два 37-мм зенитных автомата и по шесть 12,7-мм пулеметов ДШК).

В 1940 г. «Ураган» и «Шторм» прошли капитальный ремонт корпуса и механизмов с модернизацией артиллерийского вооружения (установлены: новые приборы управления огнем; четыре 152-мм орудия в башнях; два 37-мм и шесть 12,7-мм пулемета ДШК, которые в 1943 г. заменили на шесть 20-мм автоматических пушек фирмы «Oerlicon»).

В 1944 г. на «Вихре», «Шквале», «Вьюге» и «Смерче» вместо 12,7-мм пулеметов установили по шесть 30-мм автоматических пушек фирмы «ОегПсоп».

Во время Маньчжурской операции корабли обеспечивали продвижение советских войск вдоль реки Амур. «Шквал» удостоен гвардейского звания. «Тайфун» после окончания боевых действий использовался как учебный корабль. В марте 1958 г. все корабли типа «Шквал» сданы в отдел фондового имущества для разборки на металл.


29.06.2017