Великая Сибирская магистраль

Столетиями русские чиновники не особенно заботились об улучшении существующих в Сибири путей сообщения.

 

Великая Сибирская магистраль

 

На озере Байкал для нужд Сибирской железной дороги потребовался паром-ледокол для зимнего плавания и перевозки целого груженого поезда, который и был заказан в Англии на заводи Армстронга. Поскольку большую часть года Байкал покрыто льдом, потребовалась особая конструкция корпуса для разломки льда толщиной около 300 мм. Фор- и ахтерштевни парома-ледокола изготовлялись из литой стали и могли оказать наибольшее сопротивление сильному удару об лед. Корпус его -чрезвычайно крепкий и тяжелый, шпангоуты - глубокого коробчатого профиля и очень часто располагались по грузовой ватерлинии. Непрерывно, от фор- до ахтерштевня, шел пояс листовой 25,4-мм стали.

Корпус разделялся на непроницаемые отсеки с таким расчетом, чтобы даже при затоплении нескольких отсеков паром мог держаться на воде. Кроме того, корпус имел второе дно. На рельсовую палубу вагоны вкатывались с носа, по подъемной аппарели, и надежно закреплялись. Комфортабельные пассажирские помещения располагались выше и состояли из столовой, нескольких отдельных кают и большого общего зала.

Паром в разобранном виде морем был доставлен в Санкт-Петербург, а затем, в вагонах или на платформах - до крайней станции Сибирской железной дороги и далее - на санях до озера Байкал. Здесь завод Армстронга построил особые мастерские и плавучий понтон-док со всеми станками для сборки и спуска парома на воду. Во избежание затруднений при перевозке массу частей, узлов, секций корпуса и механизмов удалось снизить до 20 т. В России это был первый случай перевозки в разобранном виде судна столь значительной величины. Вся работа по постройке, разборке и упаковке парома в Англии заняла шесть месяцев.

Паромная переправа вступила в строй в 1900 г. и успешно функционировала на протяжении пяти лет, обеспечивая, в частности, военные перевозки в ходе Русско-японской войны. В 1905 г. была завершена проходка тоннелей на отрезке железной дороги вдоль южного берега Байкала, в связи с чем надобность в переправе отпада.


27.04.2017