Флотилии императорских яхт и служебных судов. 1688-1865 гг.

Известно, что Петр с юных лет увлекался своеобразной игрой в морские сражения. С этой целью ему построили целый флот из так называемых «потешных» боевых кораблей. Активно участвуя в создании своей флотилии, а также многократно проводя маневры кораблей, Петр исподволь приобретал те навыки кораблестроителя и флотоводца, которые впоследствии выдвинули его в число крупнейших деятелей отечественного флота.

Подходящим для морских забав оказалось Плещеево озеро у Переяс-лавля-Залесского. Площадь его и сейчас составляет не менее пятидесяти квадратных километров (в петровские времена оно было еще больше), а глубина достигала 25 м. К сожалению, подробных сведений о кораблях, построенных за зиму 1688/89 г., не сохранилось, однако известно, что к июню 1689 г. на озере уже стояли два трехмачтовых фрегата и три яхты.

Попытка царевны Софьи захватить власть в августе 1689 г., Стрелецкий бунт и другие важные государственные события отвлекли Петра от строительства флотилии на целых два года. Только в ноябре 1691 г.

Петр вновь смог серьезно заняться постройкой кораблей. На этот раз работы развернулись на южном берегу озера, около села Веськова. В короткий срок здесь были возведены избы для мастеровых, мастерские, кузницы, амбары и другие производственные и хозяйственные постройки, а также небольшой дворец для Петра.

На Плещеевом озере одновременно строилось несколько кораблей, поэтому флотилия увеличивалась быстрыми темпами. Кроме того, по указанию Петра, квартирмейстер Преображенского полка Лука Хабаров переправил в Переяславль все мелкие суда, построенные в Москве в 1690- 1691 гг. Таким образом, к лету 1692 г. флотилия уже насчитывала около 100 судов, в том числе два корабля, два фрегата, галеру и пять яхт.

1 августа 1692 г. считается датой рождения Переяславской военной флотилии. Именно в этот день корабли подняли паруса и совершили плавание вдоль берегов озера. Флотилия производила столь внушительное впечатление (в нее входил, например, 30-пушечный корабль «Марс»), что стало ясно, какой серьезный оборот приняло увлечение молодого царя. В течение августа в присутствии царской семьи и других именитых московских гостей Петр предпринял несколько походов на кораблях флотилии по озеру. 13 августа начались совместные маневры флотилии с Бутырским полком, приведенным в Переяславль генералом П. И. Гордоном.

 

 Флотилии императорских яхт и служебных судов. 1688-1865 гг.

 

В мае 1694 г. Петр вторично посетил Архангельск. Из Вологды он плыл на 22 карбасах, на которых находились 300 солдат и артиллерия.

Готовясь в 1695-1696 гг. ко второму Азовскому походу, Петр специально заехал в Персяславль, чтобы снять с кораблей пушки крупного калибра для отправки их в Воронеж и последующей установки на новые корабли.

 

Флотилии императорских яхт и служебных судов. 1688-1865 гг.

 

3 апреля 1696 г., при спуске галеры «Принципиус» в Воронеже, Петр I учредил команду царских гребцов, которая впоследствии обеспечивала его передвижения по внутренним водным путям. Известно, что на Неве у царя стояли яхта, два судна, девять буеров и две шлюпки.

В сентябре 1709 г., после Полтавской победы, Петр I на 12 стругах отправился по реке Висле из Сальцсв в Торунь, для встречи с польским королем Августом, а потом из Торуня - на встречу с прусским королем. В 1711 г. подобный поход повторился. Яхта и несколько судов из местечка Ярославль реками Саной и Вислой плыли до Варшавы и Торуня. Затем Петр I путешествовал сухим путем. Но из Дрездена 12 сентября 1711 г. он отплыл на судах по Эльбе в город Торгау. Затем на судах из Торуня, рекой Вислой - до города Эльбинга, который к этому времени вошел в состав Российской империи.

В 1715 г. царские гребцы стали именоваться придворными гребцами. Команда придворных гребцов находилась в ведении Адмиралтейств-коллегий.

В 1718 г. один из стругов на Москве-реке Петр I передал в качестве образца для строительства торговых судов на внутренних водных системах.

15 мая 1722 г. на 18-весельном струге «Москворецкий» император вместе с императрицей отправился в первый персидский поход. Из Москвы по Оке они плыли до Нижнего Новгорода, а оттуда по Волге - в Казань и Астрахань. В декабре того же года из Астрахани до Царицына царская чета возвращались на «Москворецком», далее - сухим путем на санях.

В 1724 г. водным путем, из Владимира в Петербург, были перевезены мощи святого Александра Невского. 30 августа 1724 г. царь Петр на богато убранной галере встретил мощи святого в Петербурге.

В 1725 г. - в начале царствования Екатерины I - придворные гребцы перешли в ведение «Собственной Ее Величества вотчинских дел канцелярии».

В 1732 г. императрица Анна Иоанновна увеличила число гребцов, так как построила несколько больших яхт: «Фаворит», «Принцесса Анна» и «Цесаревна Елизавета». Самая большая яхта из-за своей осадки зимовала в Кронштадте, а другие - в Петербурге. Летом все яхты базировались на Петергоф.

В царствование императрицы Екатерины Великой дополнительно было построено шесть новых яхт. При этом число гребцов увеличилось до 160, и их разделили на две части:

1) придворную яхтенную команду - семь унтер-офицеров и 89 матросов;

2) придворную гребецкую команду - 12 унтер-офицеров и 40 матросов.

В 1767 г. императрица Екатерина II предприняла инспекционную поездку по Волге. Галерная флотилия посетила города: Тверь, Углич, Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Казань, Симбирск. Из Симбирска флотилия вернулась в Казань и встала на зимовку в Ярославле.

 

 

 

Построил корабли флотилии капитан 2 ранга Пущин. 2 мая 1767 г. императрица произвела его в капитаны 1 ранга.

 

 

Флотилии императорских яхт и служебных судов. 1688-1865 гг.

 

Известно, что во время путешествия по Волге, кроме команды придворных судов и команды лейб-гвардии полков, на всех судах насчитывалось: чинов флотских, солдатских и адмиралтейских - 777; армейских (при одном майоре с обер-офицерами) - 345. А всего - 1122 человека.

Весной 1776 г. Екатерина II путешествовала внутренними водными путями от Твери до Санкт-Петербурга.

В 1785 г. императрица предприняла инспекционную поездку по Вышневолоцкому водному пути, для обеспечения которой весной 1785 г. были спущены на воду 30 служебных судов в Вышнем Волочке, Боровичах и на Потсрлицкой пристани. Руководил постройкой уже вице-адмирал, генерал-интендант Пущин. Суда получили богатое оснащение и снабжение. Лоцманы и судорабочие были одеты в новые зеленые кафтаны с серебряными галунами и красными кушаками, а на головах - шляпы с красными лентами. 6 июня Екатерина II прибыла в Вышний Волочек сухим путем. 8 июня, в 11 ч, суда флотилии отвалили от Потсрлицкой пристани. Путешествие от Вышнего Волочка до Новой Ладоги продолжалось восемь дней.

 Флотилии императорских яхт и служебных судов. 1688-1865 гг.

 

Но особенно грандиозным стал поход Екатерины II вниз по Днепру. 22 апреля 1787 г. она отплыла из Киева на галере в сопровождении великолепной флотилии из 80 судов с 3 тыс. матросов и солдат. Эту поездку с большим восхищением описал Л. Ф. Сегюр, тогдашний посол Франции в России.

 

Флотилии императорских яхт и служебных судов. 1688-1865 гг.

 

При императоре Павле I гребцы из Придворного ведомства поступили в ведение Адмиралтейств-коллегий Морского министерства. Начальником команды был капитан 1 ранга Клокачев. Придворная гребецкая команда базировалась в Гребном порту на Васильевском острове.

 

Флотилии императорских яхт и служебных судов. 1688-1865 гг.

 

С 1800 г. начальником придворной гребецкой команды служил великий князь Константин Павлович. При Александре I, в 1810г., гребецкая команда была преобразована в Гвардейский флотский экипаж численностью 500 человек. Во время Отечественной войны 1812 г. и до 1814 г. экипажем командовал капитан 2 ранга И. П. Карцев. Экипаж участвовал в работах по укреплению военных лагерей, устройству мостов, минировал и уничтожал взрывами переправы, был награжден Георгиевским знаменем с надписью «За оказанные подвиги в сражении 17 августа 1813 г. при Кульме».

В кампанию 1828-1829 гг. экипаж отличился и на море, и на суше: при взятии Варны и других прибрежных укреплений на Черном море.

 

 Флотилии императорских яхт и служебных судов. 1688-1865 гг.

Флотилии императорских яхт и служебных судов. 1688-1865 гг.

 

 

Во время подавления Польского восстания 1831 г. на долю Гвардейского экипажа пришлось, главным образом, обеспечение охраны переправ. В 1863 г., во время Польского восстания, от экипажа были командированы две роты, укомплектовавшие речную флотилию на Висле.

Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. отряд Гвардейского экипажа (458 человек) и Черноморский флотский отряд (197 человек) вошли в состав Дунайской речной флотилии.

Во время Первой мировой войны 1-й и 2-й отдельные батальоны Гвардейского экипажа укомплектовали речные флотилии на Висле и Немане, а затем - Пинскую флотилию в 1916 г. и флотилию озера Мястра в 1916-1917 гг.

 

Флотилии императорских яхт и служебных судов. 1688-1865 гг.

 

Флотилии императорских яхт и служебных судов. 1688-1865 гг.

 

Флотилии императорских яхт и служебных судов. 1688-1865 гг.

 

Флотилии императорских яхт и служебных судов. 1688-1865 гг.

11.12.2017