Волжские военно-полицейские флотилии. 1717-1850 гг.

В XVIII-XIX вв., как и в более древние времена, волжские купцы и судовладельцы, а вместе с ними и остальное прибрежное население продолжали страдать от грабежей и разбоев. Для прекращения этого пустынное побережье начали заселять казаками «волжского казачьего отряда», численность которого с 1717 по 1732 г. значительно возросла и оказалась достаточной для комплектации шести станиц: Средней, Дубовской, Волжской, Балыклейской, Краванной и Антиповской.

Кроме того, в 1737 г. в Астрахань отправился трехсотенный отряд, который поселили на нагорном берегу Волги - от Астрахани до Царицына. Поэтому к прежним верховым станицам вскоре прибавились и низовые: Форпостинская, Ветлянинская, Грачевская и Бугровская (при Астрахани).

Разбойники действовали довольно внушительными формированиями. Так, в 1756 г. по реке Оке на двух крупных лодках, вооруженных пушками, крейсировали свыше 80 разбойников. Воинская команда имела с ними жаркий, но безуспешный бой, потеряв из своего состава 27 человек убитыми и потопленными и пять человек ранеными, в то время как у разбойников был убит «есаул да еще пять человек».

В 1797 г. русскому правительству пришлось начать постройку в Казани девяти легких гребных судов - гардкоутов, вооруженных пушками и фальконетами. Три из них предназначались для крейсерства между

 

 Волжские военно-полицейские флотилии. 1717-1850 гг.

 

Астраханью и Царицыном, три - между Царицыном и Казанью и три - от Казани вверх по Волге. Однако эта мера ненамного улучшила ситуацию из-за низких моральных качеств личного состава гардкоутных рот. Последние комплектовались в большинстве из людей, не годных к строевой службе, нравственно опустившихся и от которых радо было избавиться воинское начальство. Отпущенные на «подножный корм», без контроля и присмотра, роты, как правило, беспросыпно пьянствовали и безобразничали не хуже самих разбойников.

17 февраля 1823 г. кабинет министров России рассмотрел условия судоходства по Волге, а также проблему борьбы с разбоями и ввел ряд административных и военно-полицейских мер:

1) разрешалось вооружать команды торговых судов;

2) брались на строгий учет вес лодки прибрежных жителей и вводилась их маркировка;

3) число гардкоутов доводилось до восемнадцати;

4) для комплектации гардкоутных рот выделялись две роты 8-го Балтийского ластового экипажа и второй полубатальон 9-го военно-рабочего батальона;

5) вводился регулярный контроль за службой гардкоутных рот и назначалась денежная премия за каждую пойманную разбойничью лодку.

В 1829 г. был сформирован Гардкоутный экипаж Главного управления путей сообщения. Он состоял из 300 с небольшим человек, обслуживавших 28 вооруженных шлюпок, разделенных на три небольших отряда. Из них один крейсировал от Костромы до Казани и по рекам Оке и Суре.

 

Второй - от Казани до Хвалынска и по рекам Каме и Вятке. А третий - от Хвалынска до Астрахани. Штаб флотилии находился в Казани.

Постепенно количество разбоев шло на убыль, но источники отмечают, что еще в 50-х гг. XIX в. близ Самары несла службу гардкоутная стража.


20.10.2017