Днепровские флотилии. 1696-1791 гг.

Корабли днепровских флотилий действовали в лимане реки в разные времена, вплоть до утверждения России на Черном море и создания базы флота в Севастополе. Начало имперского судостроения на Днепре относится ко второму Азовскому походу Петра Великого в 1696 г. К этому походу в городе Брянске, на реке Десне, впадающей в Днепр, по повелению государя гетман Мазепа начал строить суда.

 

Днепровские флотилии. 1696-1791 гг.

К весне 1696 г. удалось изготовить 42 струга больших, 46 малых и 45 лодок, а позднее еще девять судов. Кроме того, в Киеве были построены три судна. Запорожские казаки также построили около 30 лодок, которым и довелось действовать против турок: 1 августа 1696 г. Казаки были уже в самом лимане, а на следующий день кошевой атаман Яков Мороз вернулся с морского промысла. В море казаки атаковали пять турецких галер, шедших к Очакову, но им пришлось отступить из-за сильного огня турок. Мороз решил вернуться в лиман, но, встретив у Очакова весь турецкий флот, атаман уничтожил свои лодки и пробрался к Таванску сушей. Оставшиеся казаки напали на турецкий караван с провиантом и отбили 17 судов.

В 1700 г., после заключения мира с Турцией, Днепровская флотилия прекратила свое существование. В 1724 г., когда Петр I опять начал готовиться к войне с Турцией, шла заготовка леса для пяти прамов и семи галер. Но на этот раз дело этим и кончилось.

Следующий период существования днепровских флотилий относится к войне с турками 1736-1739 гг., когда с осени 1736 г. в Брянске опять стали спешно строить мостовые плашкоуты для перехода армии Б. А. Миниха через Днепр и Буг. Начальником флотилии был назначен контр-адмирал В. А. Дмитриев-Мамонов. Предполагалось построить 355 судов разных размеров, погрузить на них осадную артиллерию и боевые припасы и к лету 1737 г. поспеть к Очакову.

Трудности плавания по Днепру, особенно в его порогах, привели к тому, что из 300 судов, отправленных весной 1737 г. из Брянска, только на исходе августа к Очакову пришли первые четыре дубель-шлюпки и один кончебас с такими повреждениями, что едва могли держаться на воде и немедленно требовали значительного ремонта.

 

Днепровские флотилии. 1696-1791 гг.

 

Всего до Очакова добралось 76 судов, остальные пришлось бросить за непригодностью.

Однако зимой северные ветры и жестокое волнение истребили почти все дубель-шлюпки в лимане. Вместо них решено было построить в Брянске небольшие 4-пушечные бригантины, и весной, с полой водой, их провели через пороги пустыми, а все снасти везли сухим путем до лимана.

 

Днепровские флотилии. 1696-1791 гг.

 

Здесь бригантины вооружили и вывели в море; но оказалось, что мореходные качества и этих судов не лучше прежних.

Одновременно с бригантинами из рек Самары до Неясыти отправили на барках (в разобранном виде) прамы. Но даже при таких условиях провод тяжелых судов оказался невозможным, и прамы собраны не были.

Вторичная неудача доказала необходимость строить суда ниже порогов. Для этой цели вице-адмирал Н. А. Сенявин, назначенный начальником флотилии, выбрал ниже порогов остров Верхний-Хортицкий, где Миних заложил Ново-Запорожскую верфь. Здесь и в Брянске были спущены один прам, 40 галер, 30 бригантин, 60 ластовых судов, 20 венецианских ботов и 50 бай-даков. Все эти суда оказались слишком малыми, немореходными и не годились для выполнения главной цели - боя с турецкими кораблями.

Чума, свирепствовавшая на юге Новороссии и в Очакове, унесла жизни многих моряков. Умер и начальник флотилии, престарелый вице-адмирал Наум Сенявин. После этого командование флотилии вновь поручили В. А. Дмитриеву-Мамонову.

К счастью, летом 1738 г. турецкий флот не показывался. От чумы же умер и Дмитриев-Мамонов; на его место был назначен капитан полковничьего ранга Барж. Заключение мира положило конец существованию флотилии.

 

Днепровские флотилии. 1696-1791 гг.

 

Только в 1774 г., после новой войны с Турцией, по условиям Кючук-Кайнарджийского мира, Россия приобрела значительное пространство земли между Бугом и Днепром. Здесь в 1778 г. был основан Херсон как город-порт и судостроительный центр. В мае 1783 г. строится город-крепость Севастополь, который и стал главной базой Черноморского флота.

Начавшаяся в 1787 г. война стала первым боевым испытанием нового флота. Однако само начало военных действий произошло в Днепровском лимане, и на долю Днепровской флотилии выпала первостепенная роль: 21 августа 1787 г. 11 турецких галер атаковали у Кинбуриской косы фрегат «Скорый» и бот «Битюк». Корабли, после трехчасового боя, отступили к Глубокой пристани, потопив одно турецкое судно. Морскими силами в лимане командовал начальник Черноморского флота, контрадмирал Н. С. Мордвинов, у которого были три корабля, три фрегата, один бот, семь галер, две плавучие батареи и несколько мелких судов. Между тем стоявший у Очакова под командованием капудан-паши Эски-Гассана турецкий флот состоял из трех кораблей, одного фрегата, одного бомбардирского бота, 14 мелких парусных судов и 15 галер.

В деле принимала участие лишь одна галера, «Десна», под командованием мичмана Ломбарда. Галера, на которой Екатерина 11 совершила свое плавание по Днепру, пошла по течению прямо на них, заставила отступить и вступила не только с ними, но и с очаковскими батареями в двухчасовой бой. Убитых и раненых у русских не было. У турок удалось взорвать корабль и одну шебеку, кроме того, были потоплены другая шебека и две канонерские лодки.

Во время последней атаки, 1 октября, в бою вновь принял участие мичман Ломбард. Он вышел из гавани и бросился на 17 судов неприятеля, которые, приняв его галеру за брандер, обрубили канаты и отступили к Очакову. Высаженный турками десант удалось отбить.

Днепровские флотилии. 1696-1791 гг.

 

Этими событиями закончилась кампания 1787 г. К середине октября турки ушли в море. Благодаря храброй защите Кинбурна и действиям Днепровской флотилии русские моряки не допустили неприятеля к Херсону.

Кампания следующего года имела главной целью взятие Очакова. За зимний период корабли флотилии были отремонтированы и пополнены новыми постройками. Командовали флотом иностранцы, принятые на русскую службу с чинами контр-адмиралов: принц Нассау-Зиген - гребной флотилией и американец шотландского происхождения Поль Джонс - эскадрой из 14 парусных судов; Мордвинов же был оставлен в Херсоне: заботиться о нуждах флота и наблюдать за ходом его действий. Под начало Нассау-Зигсна поступила флотилия, состоящая из 51 вымпела (семь галер, семь дубель-шлюпок, семь плавучих батарей, 22 военные лодки, семь палубных ботов и один брандер).

 

Днепровские флотилии. 1696-1791 гг.

 

 

Днепровские флотилии. 1696-1791 гг.

Днепровские флотилии. 1696-1791 гг.


27.04.2017