Донские флотилии. 1695-1774 гг.

Корабли донских флотилий строились на реке Дон для действия против турецких вооруженных сил у побережья Азовского моря и в Крыму.

Начало существования донских флотилий следует отнести к первому Азовскому походу Петра I в 1695 г., когда для доставки войск к Азову на Дону развернули строительство стругов, морских лодок и плотов. Строительством этих судов занимались солдаты Белгородского полка. Основным центром судостроения стал Воронеж. К весне 1695 г. удалось построить 1291 струг. Из них более ста были палубными. Струги имели длину 21,3-46,9 м и ширину 4,3-8,5 м. К началу похода со стапелей сошли также 479 морских лодок, не менее 100 низкобортных плоскодонных судов, называемых паузками, и 134 плота.

 

Донские флотилии. 1695-1774 гг.

 

Весной 1723 г. в Таврове, под руководством вице-адмирала М. X. Змаевича, русские приступили к постройке 60 галер и бригантин. После улучшения отношений с Турцией эти работы остановились и были возобновлены только осенью 1733 г.

В 1736 г., при осаде Азова, большую помощь оказали девять 44-пушечных и шесть 8-пушечных прамов и 64 галеры. Этот отряд кораблей, под командованием адмирала П. П. Бредаля, выпустил за восемь дней бомбардировки 8714 снарядов, причинивших крепости значительные разрушения. Потери русских составили 22 убитых и 77 раненых.

Зимой 1736 г. на Дону спешно построили около 500 плоскодонных казачьих лодок и шесть ботов. Каждая лодка с двумя 3-фунтовыми пушками могла вместить до 40 человек. Флотилия эта предназначалась для действий в Азовском море.

Весной 1737 г. флотилия адмирала П. П. Бредаля перевезла 14 полков от Азова к реке Кальмиус (на место нынешнего города Мариуполь) и затем, следуя вдоль берега, поддерживала постоянное сообщение с корпусом фельдмаршала П. П. Ласси, двигавшимся к югу. Поход этот мог служить хорошим примером совместных действий армии и флота: последний подвозил провиант, доставлял больных в Азов, устраивал переправы через реки и Генический пролив.

В то же время Бредалю пришлось отражать атаки сильного турецкого флота, состоявшего, кроме мелких судов, из линейных кораблей и больших галер. Первый бой произошел 29 июня. Бредаль стоял со своими кораблями на якоре под берегом и ожидал нападения. Поднявшаяся буря разбила до 170 русских лодок, с остальных пришлось снять орудия и установить их на берегу. На другой день турки приблизились на пушечный выстрел, но их встретил сильный артиллерийский огонь. После четырехчасового боя турки отступили, не нанеся флотилии никаких потерь. Однако накануне им удалось взять, после сильного сопротивления, четыре отставшие лодки.

Следующие столкновения произошли 29 и 30 июля, при возвращении Бредаля от Геничи и Федотовой косы. Бредаль прибег к тому же маневру, т. е. опять свез пушки на берег и усилил ими батареи. 30 июля туркам пришлось уйти из Азовского моря, а русские лодки вернулись в Азов. Во время сражения 13 из них получили пробоины.

Кампания следующего, 1738 г. протекала менее удачно: Бредалю не удалось соединиться с армией Ласси. Выступившие из Бердянска 146 лодок 7 июня встретили у Федотовой косы весь турецкий флот. Но адмирал применил способ Петра при Гангуте: найдя узость, велел рыть канал, чтобы по нему пройти в Геничи. К 14 июня удалось перевести через ров все лодки, и Бредаль стал готовиться к дальнейшему походу. В это время было получено известие, что у Геничи ждет турецкий флот, и приказание Ласси идти обратно в Азов. В этот же день русским удалось отбить нападение девяти галер.

Обратный перевод лодок оказался неудачным. Едва удалось перетащить 25 лодок, как вода во рву спала, и в это же время турецкие галеры преградили путь к Азову. Поэтому все 25 лодок пришлось разрубить и сжечь. Бредаль же решил с оставшимися 119 лодками идти к Геничи, но и это не удалось, так как со стороны Геничи подошел турецкий флот капудан-паши. Тогда русские сгрузили пушки с лодок и построили батареи, при помощи которых успешно отразили четыре нападения. Турки действовали нерешительно.

19 июня капудан-паша после полуторачасового боя отступил, и сражение больше на возобновлялось. Бредаль отправился в Азов, поручив командование бригадиру Лукину. Через месяц лодки были сожжены, якоря зарыты в землю, а пушки доставлены в Азов.

 

Донские флотилии. 1695-1774 гг.

 

Действия армии Ласси, лишенной помощи флотилии, были тоже не очень удачны; взяв Перекоп, Ласси, по недостатку воды и фуража, должен был отступить на соединение с Днепровской армией. В 1739 г. был заключен мир с Турцией.

Вскоре после начала Русско-турецкой войны 1768-1774 гг. русское правительство приняло решение построить на Дону флотилию, способную оказать помощь сухопутным войскам в овладении Крымом. Начальником так называемой донской экспедиции (т. е. руководителем строительства кораблей и судов) назначили контр-адмирала Алексея Наумовича Сенявина, имевшего большой боевой опыт. Он участвовал в Русско-турецкой войне 1735-1739 гг. (в составе Днепровской флотилии). Опыт этой войны показал, что большие глубокосидящие суда практически невозможно проводить через мелководное устье Дона в Азовское море, а боты и казачьи лодки не могли сравниться с хорошо вооруженными турецкими кораблями и галерами.

Поэтому Адмиралтейств-коллегия совместно с вице-адмиралом Г. А. Спиридовым и контр-адмиралом А. Н. Сенявиным разработала в 1768 г. проекты почти плоскодонных парусно-гребных судов с малой осадкой, получивших название «новоизобретенные корабли». Кроме пушек их намечалось вооружить также единорогами и мортирами.

 

Донские флотилии. 1695-1774 гг.

 

24 декабря 1768 г. члены Адмиралтейств-коллегий донесли Екатерине II, что они предполагают построить суда «четырех родов»: трехмачтовые, с осадкой 1,83-2,74 м, двухмачтовые, с осадкой 1,52-2,43 м, несколько бомбардирских и вспомогательных судов. Кроме этих, основных типов судов, предполагалось построить один брандер, несколько галер и каиков. 22 января 1769 г. Екатерина II повелела построить новоизобретенных кораблей на 100 тыс. рублей, предоставив Адмиралтейств-коллегий решение вопроса о количестве судов каждого типа. Было решено построить судов первого типа - одно, второго - семь, третьего (бомбардирских) и четвертого (вспомогательных) - по два.

Новоизобретенные корабли строились на старых петровских верфях- Новопавловской, Икорсцкой ив Таврове. На этот раз усилия Донской флотилии увенчались успехом.

В 1774 г. турки пробовали прорваться в Азовское море, но встретили 9 и 10 июня сопротивление отряда контр-адмирала В. Я. Чичагова. 28 июня нападение турецкого флота было снова отбито русской эскадрой, стоявшей в проливе под командованием вице-адмирала А. Н. Сенявина. Наконец 10 июля 1774 г. был заключен Кючук-Кайнарджийский мир, по которому Азовское морс и Керченский пролив остались за Россией.

Служба Донской флотилии этим не закончилась: надолго се пришлись охрана Керченского пролива и ограждение линией крейсеров всего пространства Черного моря от Суджук-кале (ныне Новороссийск) до меридиана турецкой крепости Очаков. Кроме того, в обязанности флотилии входили занятие нескольких брандвахтенных постов и перевозка провианта для сухопутных войск, дислоцированных в Крыму. Флотилия эта, получившая название Азовской, пополнилась с окончанием войны еще несколькими судами, построенными на Дону. Только указанные меры охраны побережья не позволили туркам высадить десант в 1778 г.

В начале 1779 г. турецкое правительство подтвердило условия мира 1774 г. Война закончилась. Россия окончательно получила выход в Черное море, и необходимость в Донской флотилии отпала.

После спуска со стапелей новоизобретенные корабли и прамы сплавили в низовье Дона, где у крепости Дмитрия Ростовского (позднее -Ростов-на-Дону) их вооружили и оснастили. Дождавшись в 1770 г. весеннего паводка, необходимого для преодоления мелководных донских гирл, корабли повели к Таганрогской гавани.

Снаряжение судов Донской флотилии (позднее ее стали называть Азовской) затянулось так, что она смогла выйти в море только в следующем, 1771 г. Кроме того, к весне 1771 г. на Дону построили дубель-шлюп-ку, палубный бот и 58 малых канонерских лодок. Прамы не выдерживали в море свежего бокового или встречного ветра, поэтому их оставили при Азовской и Таганрогской крепостях. Канонерские лодки также не рисковали выходить в море и обычно следовали за кораблями вдоль берега с запасами продовольствия и принадлежностями для наведения мостов.


29.06.2017