Земные интересы середины XVIII века

Земные интересы середины XVIII века

Можно предполагать, что поначалу стены целиком затягивались ткаными обоями. Спустя некоторое время, по-видимому, под воздействием рациональных идей, которые начнут постепенно внедряться в сознание, стены будут членить на равномерные панно, заключенные в рамы и затянутые штофом.

Наряду с зеркалами на стенах размещали живописные произведения. Их немало. И в первую очередь это портреты царственных особ и целая галерея семейных портретов.

Земные интересы середины XVIII века наложили свой отпечаток и на отношение к иконе. Если в прежние времена она служила своеобразным «окном» в вечный потусторонний мир, и ей отводилось самое почетное место в доме, то теперь нередки иконы, писанные на полотнах, в рамах и рассматриваемые почти наряду с другими живописными полотнами. Земная жизнь с ее откровенными и сиюминутными удовольствиями оттеснила мысли о душе и о Вечном. Сколько-нибудь выраженная набожность была чужда чувственно ориентированному сознанию середины XVIII века, да и вообще осуждалась. Набожность «должно... с немалым рассуждением употреблять. Что хиромонах или пустынник по званию своему делать должен, то придворному неприлично»,- учило руководство, претендующее на «совершенное» воспитание. «Желающему душевную светлость или телесную чистоту хранить, от виду женского пола бегать не надобно», - наставлялись молодые дворяне. Не поощрялись ни стояние на молитве, ни углубленное чтение, если они отвлекали от разнообразных «знатных веселий» при дворе.

Ориентируясь на все эмоциональное и радостное, жадно отыскивая новые чувственные переживания и новые формы развлечений, эта эпоха не терпит никакой статики, никакой остановки, никакого сосредоточенного состояния. В ней все приведено в движение: переезды Двора из Петербурга в Москву и обратно; сезонные перемещения из зимних домов в летние; нескончаемая череда балов, маскарадов, праздничных обедов, визитов, прогулок, театральных зрелищ и так далее; эти свойства проступают в взволнованных формах архитектуры, вылепленной крупными объемами, обогащенной пластикой и светотеневыми эффектами, стимулирующими для своего максимального раскрытия к движению, и, наконец, в иллюзорных, с исчезающими границами постоянно преобразующихся пространствах комнат.

28.04.2017