Пронизанное многими отражениями

Пронизанное многими отражениями

При движении в таких помещениях, включенных в парадный анфиладный ряд, это необыкновенное пространство обогащалось новыми красками и начинало жить по своим магическим законам: в разных направлениях сказочного Зазеркалья скользили размножившиеся в пересекающихся отражениях фигуры - участники осмотра дома. Зеркало, помещенное в конце анфилады на ее оси, в свою очередь способствовало впечатлению бесконечной протяженности дома, так что уже весь он терял границы и сам по себе оказывался пространством-миром.

Это пронизанное многими отражениями светозарное пространство обретало совсем новые качества по вечерам. В России середины XVIII века люстр, которые наподобие сияющего хрустального каскада заполняли бы собой центр помещения, еще почти нет. Вместо этого были распространены, да и то не слишком, подсвечники, крепящиеся к рамам зеркал. Иногда небольшие зеркала использовались как экраны. Мерцающее, дрожащее пламя свечей, множащихся в зеркалах, наполняло вечерние комнаты еще большей таинственностью. В неверном колеблющемся свете, отраженном там и здесь, пространство таяло, мягко исчезая в зеркалах. Во время ужина, для карточной игры, для чтения или письма и других целей на столы ставили подсвечники со свечами.

Пространство комнаты становится темой, которую многократно и разнообразно обыгрывают. Сливая его с миром внешним, стены расписывают пейзажами. Вспоминая о старом доме своего детства, Янькова рассказывала, что в парадных комнатах «стены и потолки были затянуты холстом и расписаны краской на клею. В зале нарисована на стенах охота, в гостиной ландшафты, в кабинете у матушки то же, в спальне, кажется, стены были расписаны боскетом; где-то еще драпировкой или спущенным завесом. Конечно, все это было малевано домашними мазунами, но, впрочем, очень недурно, а по тогдашним понятиям о живописи - даже и хорошо». Прием расписывать стены пейзажными композициями удерживался в ряде случаев еще в начале XIX века.

28.04.2017