Открытость, непосредственная связь

Органическая связь с миром прослеживается в выдвижении дома в гущу жизни - на границу улицы или площади; в композиции с залом в центре, когда гостям извне открывалось сердце дома и предоставлялось право проникать в самые его глубины; в длинных анфиладах, устремленных в бесконечность - на их оси помещали окно или зеркало; а также в новом отношении к окнам.

Если в старых традиционных хоромах окна делались небольшими, чаще - «лежачими», их непременно занавешивали, а зимой еще и заставляли специальными щитами, то теперь у окон появилась как бы новая функция. Это не только необходимые источники дневного света, ранее минимального, вынуждающие приоткрывать замкнутое пространство дома наружу. Теперь они - главнейшие артерии, по которым не только дневной свет, но и улица, город или природа беспрепятственно проникают внутрь.

Окна расположены часто, они большие, вертикальные и в самых парадных помещениях - залах, главных гостиных - их не занавешивают.

Открытость, непосредственная связь с земным миром в рамках полнокровной и чувственной культуры барокко получила особый развлекательный аспект. Отталкиваясь от этого основополагающего принципа, «экспозиционеры» жилого дома создавали на его основе целое художественное действо, участниками которого должны были стать гости и посетители. В домах этого времени в изобилии вводятся зеркала, о чем свидетельствуют и описи этого времени и голоса современников: «Зеркал, которых сперва весьма мало было, уже во все комнаты и большие стали употреблять». Их помещали в простенках или напротив окон и вообще на стенах, благодаря им комната неузнаваемо и многократно преображалась, раздвигаясь и воспроизводясь многими отражениями, особенно при смене ракурсов. Уже один этот прием превращал ее в некое иллюзорное пространство, в котором мир дома и мир улицы перемешивались самым фантастическим образом; это пространство преломлялось, удваивалось, становилось как бы многомерным, реальные границы его могли почти стираться.

19.11.2017