Середина XVIII века

В другом доме, пока ждали съезда гостей, хозяева «водили нас в свою небольшую домовую часовую, которая необыкновенно хороша и богата образами, серебряными вещами и другими украшениями. Потом они провели нас в залу, где должно было танцевать... Между многими редкими и замечательными картинами граф показывал нам портреты умершей жены своей, которая в молодости слыла совершенною красавецею, и теперешней г-жи Румянцевой, когда ей было не более года или двух лет...» Со временем осмотр дома, медленное с остановками движение от комнаты к комнате, переживание каждой из них, рассматривание, оценка стали составлять почти что самостоятельный акт большой программы какого-либо приема.

Дом изнутри оказывался не только помещением, в котором предстояло принять почетных посетителей, накормить гостей праздничным обедом или развлечь танцами. Эти помещения сами по себе становились как бы художественной экспозицией, готовившейся хозяином, либо полагавшимся на свой вкус, либо в содружестве с архитектором. Убрать дом в соответствии со своими эстетическими представлениями и в надежде произвести особенное впечатление на гостей становится занятием, которому посвящают немало времени, энергии, средств. Что-то легче заказать или подыскать в Петербурге, иногда приобрести в Москве или на какой-либо провинциальной мануфактуре, что-то проще сделать силами домашних крепостных умельцев, иные предметы выписывают из-за границы. Занятие по внутреннему убранству дома (снаружи у владельца нет таких возможностей для постоянного самовыражения) оказывается своеобразным развлечением, носящим к тому же оттенок соревновательности.

Середина XVIII века - это период, когда радость бытия, его красочность, осязаемость и так далее переживались на русской почве с максимальной силой. Культура этого времени во всех своих проявлениях стремилась к чувственной наполненности, что вместе с открытостью к миру, уверенностью в его познаваемости стало фундаментом исповедовавшейся философии.

12.12.2017