Вид «фатчада»

Кроме того, многолюдные приемы, обеды, балы требовали соответствующих пространств («домы увеличились, и вместо малого числа комнат уже по множеству стали иметь»), а культ роскоши - достойных убранств. Дома по-прежнему могли иметь ризалит в центре или еще два по сторонам, центр мог отмечаться слабым выступом или соответствующей группой окон. Этажи, как и раньше, обозначались архитектурными тягами. Но пропорции домов существенно улучшились, а главное - перестали строить высокие кровли, которые нарушали тектоническое равновесие петровских сооружений. Крыши с 40-х годов откровенно маскируют за парапетами, поскольку они «вышиною и величиною своей отнимают вид от фатчада».

Вид «фатчада» - вот что весьма волновало архитекторов и, конечно, заказчиков середины столетия, что можно рассматривать как существенное приобретение эволюционирующего в новом направлении художественного сознания. Еще несколько десятилетий назад ни к хоромам, ни к палатам таких требований не могло возникнуть a priori: среда обитания образовывалась объединением нескольких необходимых хоромин, живописный облик хором не планировался, он возникал как производная первоначального функционального процесса и мог изменяться с появлением пристроек. Дома в середине века- это цельные организмы с заранее продуманными обликами центра и примыкающих к нему симметричных левой и правой частей. По аналогии с человеком дом наделен антропоморфными понятиями. У него есть перед, зад, бока. Его «фатчад» - фасад (от фас - лицо) - это поначалу его главная, лицевая поверхность. Не слыша в слове «фас» буквальное значение «лицо», будут говорить со временем о лицевом фасаде, боковых фасадах, заднем фасаде.

Особенностью фасадных решений середины XVIII века стала их пластическая насыщенность - и это тоже следствие утвердившейся идеи чувственных наслаждений. На фасадах обильно вводятся пилястры, лопатки, руст, раскреповки, карнизы, наличники, скульптура и так далее.

22.07.2017