Примат горнего над дольним

Примат горнего над дольним

Как известно, перемены в русской жизни на протяжении XVIII столетия совершались крайне стремительно. В ускоренном темпе Россия успешно усваивала опыт Европы, накопленный в течение нескольких веков. И если у истоков этого столетия можно видеть средневековую страну, овеянный традицией патриархальный быт, старозаветные хоромы и лишь незначительные вкрапления из западного мира, то к концу его Россия, совершившая, казалось бы, невозможное, - полноправная европейская страна, достигшая серьезных успехов в политической, экономической и культурной жизни. Здесь изменилось решительно все: и образ жизни, и ее формы, и воспитание, и образование, а также эстетика и художественные пристрастия. Правда, эти изменения произошли в основном в тончайшем «верхнем» слое общества, на который и была в первую очередь ориентирована новая государственная и культурная политика, хотя, разумеется, преобразования, происходившие в высшем слое государства, а также во всей внутренней политике, так или иначе отзывались в сознании и культуре народа.

В средневековой традиции был бесспорен примат горнего над дольним, оберегание души для будущей вечной жизни, избегание искушений грешного земного бытия. Соответствующие формы получило «временное» земное существование. Молитвенное обращение за спасением к Богу и святым и служение им во всей полноте дарованных человеку возможностей определяли весь строй жизни, ее порядок, чин и также главную сферу приложения художественных сил; а необходимость защищаться, загородиться от опасного земного мира - замкнутый характер всех форм человеческого земного бытия - от жилых пространств и кроя одежды до композиции музыкальных произведений. Конечно, реальность была сложнее, включала в себя наслоение и сплав прошлых времен (дохристианских, монгольского ига).

Приоритетом альтернативной жизненной программы была жизнь земная. Это был закономерный итог целой серии открытий, всколыхнувших Европу Нового времени: от обнаружения исключительности человека как существа разумного, способного постичь законы божественного мироустройства, до замечательных успехов естествоиспытателей, постигающих эти законы. Новые знания вселяли надежду научиться управлять Природой и даже создать законы разумного государственного устройства, иными словами, - построить новый Золотой век.

29.06.2017