О совокупности музыкальных жанров

О совокупности музыкальных жанров

Одно из таких драматургических качеств являло собой скрытое поначалу противоречие между коллективным способом исполнения и очень часто выраженной в этих песнях философией крайнего индивидуализма.

Думается, именно подобное противоречие буквально насмерть эмоционально поражает нас в знаменитой арии - песне Германна из «Пиковой дамы», где спрессованы вместе и расхожие представления о мире как громадном театре с людьми-марионетками в руках судьбы, и фантастическая энергия личной воли героя, и его абсолютный фатализм, и жанр, соединяющий поющего с окружающими, и страшный смысл слов, навсегда разъединяющий и разрушающий души всех людей:

Но Григорий Богослов поет, обращаясь к конкретному, живому, животворящему Богу. Тема и заглавие его стихиры - «Жизнь».

А Германн поет, обращаясь к неопределенному и мертворожденному идолу - случаю, или, на языке язычества, - року. Темой и результатом его пения не могла не стать смерть.

Очерк наш почти закончен. Пожалуй, осталось лишь отдать традиционный долг читателю и назвать источники, на которые опиралось данное исследование. Все перечислить абсолютно невозможно, поскольку каждая высказанная мысль основывается порой на многих десятках книг, статей и архивных материалов. Но целесообразно вкратце упомянуть самые главные - хотя бы для того, чтобы еще раз пробежать глазами основные тезисы нашего рассказа и тем самым подготовить для достойного окончания заключительный вывод.

О совокупности музыкальных жанров в России XVIII века: наиболее полный материал сконцентрирован в третьем и, отчасти, четвертом томах коллективного труда «История русской музыки» в десяти томах (М., 1985- 1986).

Говоря о хоровой музыке, один из авторов (А. В. Лебедева-Емелина) настоящего очерка осмеливается указать название собственной кандидатской диссертации: «Русская хоровая культура второй половины XVIII века» (М., 1994).

20.09.2017