Застольная песня господ офицеров

Совершенно особой формой музицирования был жанр застольных песен, практически неотделимый от сугубо светского ритуала карточных игр и винных возлияний. Слово «церемониал» здесь как-то меньше подходит, вероятно, из-за ассоциаций с античными поклонениями Бахусу и с таинством азартного и фаталистического испытания Судьбы (ведь азарт для игроков значил не меньше, чем возможность обогатиться, азарт - сродни опьянению).

Застольных песен было очень много по их жанровым разновидностям. Они были галантными и скабрезными, циничными и духовно-возвышенными, о мужской дружбе и о любви к женщинам, да и вообще о чем угодно. Например, одна из застольных песен М. Ломоносова посвящена была бороде, которой при крещении уделяется почему-то меньше внимания, чем другим частям организма мужчины. Одна из самых знаменитых застольных песен Г. Державина - «Разные вина» - была вдохновлена идеей сравнения различных типов женской красоты с разными марками вин.

К сожалению, специалистам до сих пор не известна и никем еще не опубликована одна из лучших ранних песен Державина, содержащая к тому же не только поэтический текст, но и музыку (что очень большая редкость для рукописей и изданий XVIII века).

Этот гимн - «Застольная песня господ офицеров лейб-гвардии Преображенского полка, слова сержанта Державина» - привлекает и наивно-шутливой простотой выражения определенной жизненной позиции («Истина в вине!»), и безупречной композицией стихосложения, где длинные запевы чередуются с лаконичными резюмирующими припевами, однако и запевы и припевы в каждой строфе видоизменяются.

Застольные песни, при всей их внешней простоте, содержали в себе несколько примечательных качеств драматургического плана, которые обеспечивали громадную популярность и поразительную силу внутреннего эмоционального воздействия.

24.07.2017