Традиции церемониала

Традиции церемониала

Следующий по значимости пласт музыкального искусства связан с личной жизнью дворян, купцов, мещан эпохи Просвещения - с жанрами салонного или домашнего музицирования в кругу друзей из горожан или же в обществе соседей по окрестным поместьям.

Традиции церемониала здесь, казалось бы, должны были отойти на задний план. Однако в силу стереотипа социально-художественного мышления домашние развлечения и усадебные увеселения оказывались, как правило, лишь уменьшенными и ухудшенными слепками по сравнению с празднествами придворными.

Одним из таких непревзойденных образцов стал потемкинский бал в Таврическом дворце, данный 28 апреля 1791 года по случаю взятия Измаила и заключения выгодного для России мира с турками.

Вся художественная сторона праздника, участие в создании которой принимали виднейшие поэты (Державин), балетмейстеры (Пик), музыканты (Козловский), представляла собой стройную продуманную композицию.

Меломан наших дней обо всем может получить очень яркое в своей образности представление, вспомнив третью картину «Пиковой дамы» П. И. Чайковского.

В российской провинции XVIII века подобные празднества строились, в принципе, по той же схеме, хотя были несоизмеримо скромнее и изрядно хуже по качеству музыки.

Среди общих для столицы и провинции тенденций выделим, во-первых, вспыхнувшую, подобно пожару, популярность жанра полонеза с хором, а во-вторых, усиливавшееся с каждым годом внимание культурной части общества к подлинно русским и украинским народным песням. Эти песни как бы искусственно изымались из контекста народных ритуалов и получали порой совсем иную художественную функцию, соседствуя в сборниках с популярными оперными ариями и ранними русскими романсами (жанр «российской песни»).

23.08.2017