Концертная жизнь в российских столицах

Прежде всего отметим, что в русских театрах XVIII века существовала устойчивая традиция объединения в один вечер двух спектаклей - «малой оперы» с «большой комедией» или «большой оперы» с «малой комедией». Подобное двухсоставное представление очень часто являлось кульминацией или открытием маскарада или театрализованного бала, а по окончании, в момент разъезда публики из театра, принято было устраивать фейерверк.

Чем ближе к императорскому двору находился театр по своему иерархическому положению, тем сильнее были выражены в его художественной практике и театральных обычаях тенденции церемониала. Чем в большей степени он приближался к предприятию коммерческого типа, тем ярче выступали факторы, которые должны были завлекать публику различными формами просвященного увеселения или интересного развлечения.

Не случайно при частном оперном театре М. Медокса в Москве была выстроена очень красивая и весьма вместительная «Ротунда» для маскарадов и балов, оборудованы специальные гостиные для игры в карты и бильярд, для неторопливого курения заморских сигар, трубок и кальянов. Сверх того, каждая абонированная на сезон ложа могла обиваться обоями и обставляться мебелью по вкусу своего временного владельца. Оттого этот театр постепенно превращался в «дом тайных свиданий», и все москвичи были отлично осведомлены о данном обстоятельстве.

Далеко не случаен и тот факт, что ведущие актеры театра Медокса - супруги С. и Е. Сандуновы построили на свои средства роскошные публичные бани, причем построили как могли близко к зданию театра. В их банях играла музыка, пели хоры, выступали певцы и певицы.

Концертная жизнь в российских столицах практически не была отделена от театральной. Концерты не составляли самостоятельного годового сезона и давались преимущественно в дни Великого поста (когда спектакли были запрещены) со сцен тех же театров. В качественном отношении концертный репертуар включал в себя прежде всего произведения западноевропейских авторов, а из русских композиторов с ними мог конкурировать только блистательный скрипач Иван Хандошкин (ему принадлежат по меньшей мере три скрипичные сонаты и множество вариаций).

29.04.2017