Музыкальные фольклористы

Музыкальные фольклористы, исследователи истории музыки, бытописатели, специалисты в области музыкальной драматургии не раз обращались к изучению знаменитой оперы. Они отмечали черты сходства и отличия с «Деревенским колдуном» Ж. Руссо, подробнейшим образом анализировали технику обработки подлинных русских народных песен, говорили о демократизме литературного языка, сравнивали произведение с жанрами уже утвердившегося в Германии зингшиля и еще не вошедшего в моду французского водевиля.

Не изучали «Мельника» разве что лишь фрейдисты.

А жаль! Ведь основная идея раскрывается здесь в плоскости почти подсознательных, очень тонких ассоциаций и аллюзий. Ибо эта опера не только о красоте русских свадебных обрядов, не только о нравственности русского мужика. Эта опера об абсурдности идеи крепостного права, при котором все ставится с ног на голову и все самые простые и естественные вещи донельзя запутываются. Эта опера об исконном праве каждого человека владеть той частью земли, каковую он сам в состоянии обрабатывать. Эта опера о том, как без бедствий и ужасов революций сделать всякого крестьянина свободным. Опера об однодворце, который представляет собой редчайшее исключение, но который в нормально организованном государстве должен был бы относиться к подавляющему большинству населения. Опера о мирных и насильственных путях раскрепощения России.

Вторая часть загадочности оперы Соколовского и Аблесимова объясняется с гораздо большим трудом, если она вообще в принципе объяснима.

Когда играешь «Мельника» на фортепиано и сам себе подпеваешь, когда слушаешь это сочинение дома в грамзаписи или по радио, впечатление остается очень слабое. Но если воспринимаешь ту же самую музыку и ту же самую фабулу со сцены оперного театра, то впечатление меняется на прямо противоположное.

29.06.2017