Речь идет о довольно посредственной музыке

Однако не следует думать, будто лучшие по музыке и мастерству музыкальной драматургии оперы были тогда и самыми репертуарными в России. Совсем наоборот (исключение составляет здесь только творчество В. Пашкевича, а оперные сочинения Е. Фомина и Д. Бортнянского были известны в то время лишь чрезвычайно узкому кругу лиц).

И все же среди многих удивительных загадок, которые оставил нам в наследство русский XVIII век, в сфере оперного искусства есть одна, не сравнимая ни с чем.

Речь идет о довольно посредственной музыке и, казалось бы, мало интересной по сюжету опере М. Соколовского на либретто А. Аблесимова «Мельник - колдун, обманщик и сват». Она имела беспредельный успех, завоевала признание во всех слоях общества, шла на сценах едва ли не всех 500 театров и прожила на удивление долгую сценическую жизнь: ее регулярные представления продолжались до 1860-х годов, а периодические возобновления давались до середины XX столетия.

Собственно загадка этой оперы может быть разделена на две части. Первая из них решается с помощью своеобразного научного гибрида - социально-эстетического анализа ее фабулы. Согласно содержанию, мать девушки Анюты считает себя пусть обедневшей, но дворянкой, и намерена дать разрешение своей дочери выйти замуж только за дворянина. Отец же Анюты по многим поколениям своих предков - исконный крестьянин, и он не желает, чтобы над ним насмехались и упрекали его в честолюбии. Поэтому он категорически против женихов из дворянского сословия и даст своей дочери благословение на свадьбу только с крестьянином. Уладить дело берется Мельник, которого все считают колдуном. И ведь действительно - как в крепостнической России без помощи колдовства объединить представителей полярно противостоящих классов в юридически абсолютно законном браке?

Можно ли сыскать по всей Руси человека, который

Сам помещик, сам крестьянин, Сам холоп и сам боярин, Сам он пашет, сам орет, Сам с себя оброк берет...

Оказывается, на Руси возможно разрешить даже столь невероятную антиномию:

Это знайте, Не вступайте Больше в спорец. Его знают, Называют Однодворец!..

29.04.2017