Определенный парадокс

Определенный парадокс заключался в том, что в солдатские песни обычно переделывались наиболее популярные народные с соответствующей переработкой текстов. Кроме того, в солдатский репертуар входили также песни шуточные (в основном грубовато-циничного содержания), лирические, плясовые.

И все же основная группа военных строевых песен, при всей их внешней бодрости и молодечестве, угнетающе действовала на эстетическое чувство служащего и в своей сути была погибельна для души поющего. Будучи важной частью церемониала прусского происхождения, она обезличивала солдата, как говорится, сверху донизу.

Следующим по значимости после хорового нужно назвать жанровый пласт сочинений для музыкального театра, в числе которых ярко выделяется жанр русской комической оперы. Это тоже проявляется и в количественном, и в качественном отношениях.

Общее число театров Российской империи второй половины XVIII века, в которых ставились комические оперы, превышало 500 (сведения картотеки Е. М. Левашева). Среди этих театров были императорские, публично-коммерческие, любительские, а более всего - усадебные крепостные. Последние нельзя считать сугубо домашними, поскольку и театральные труппы в них были достаточно велики, и репертуарный список весьма богат (до 130 наименований одних только опер).

В качественном отношении лучшие из русских опер, например «Несчастье от кареты», «Скупой», «Санкт-петербургский гостиный двор» Пашкевича, «Американцы» и «Ямщики на подставе» Фомина, «Сокол» и «Сын-соперник» Бортнянского по музыке не уступали оперным сочинениям таких европейских известных мастеров, как Ф. Филидор, Б. Галуппи, А. Чимароза, но еще не могли сравниться с оперными шедеврами К. Глюка и В. Моцарта.

18.08.2017