Разучивание походных песен

Редким разнообразием и многофункциональностью отличалась хоровая музыка в российской армии. К каждому полку регулярных частей - то есть 400 (кроме еще казачьих, которые, однако, составляли добрую половину войска), - был приписан взвод полковых музыкантов, чьи обязанности считались почетными, но отнюдь не были легки. Они сопровождали пением православные богослужения в походных церквах, украшали пронзительными звуками фанфар, гобоев, флейт и барабанов торжественные прохождения полков на учениях и смотрах. Временами их привлекали для усиления хоров и оркестров к участию в оперных представлениях. Но главная их функция заключалась в разучивании походных песен, маршей и боевых сигналов с новобранцами - молодыми рекрутами.

Имея в виду специфическую ориентацию нашей статьи, об этом стоит сказать особо.

Немало либерально настроенных и просвещенных офицеров времен Г. А. Потемкина и А. В. Суворова задавались вопросом: возможно ли поддерживать крепкую воинскую дисциплину без грубых телесных наказаний и беспрестанного унижения человеческого достоинства? И заходили в тупик. Получалось, что никак нельзя.

Даже предельно аккуратный и абсолютно дисциплинированный солдат непременно должен был испытать на себе всю силу палочных ударов, дабы в бою он боялся бы своего унтер-офицера больше, чем врага. Изнурительная строевая подготовка с ее противоестественными для войны, чуть ли не балетными движениями, была призвана полностью нивелировать человеческую личность и превратить армию в сумму бесчувственных единиц - человеческих механизмов.

Однако у рекрута оставались еще свободными ум и душа. Ликвидировать эту недопустимую для военных чинов брешь была призвана именно армейская песня. Ибо, «когда поют солдаты», они даже думать ни о чем постороннем не могут.

19.11.2017