Проект Баженова

Церемония началась с чтения торжественных текстов на основание дома и пения соответствующих случаю православных песнопений (большинство стихов для празднества и слова кантаты были сочинены А. П. Сумароковым). В кульминационный момент - после центральной речи главного архитектора В. И. Баженова - прозвучала кантата. Во время пения архиерей кропил водой подносимые материалы (камень, известь).

Вазу с деньгами залили воском и поставили в приготовленное гнездо. Баженов взял первый мраморный кирпич, и при пушечной пальбе камень положили на место. То же самое повторилось со вторым и с третьим камнями. Сверху положили пергамент и доску, гнездо залили воском и прикрыли крышкой. Ритуал кропления подносимых строительных материалов находил прямое отражение в тексте и в музыке кантаты, соединяясь одновременно со славлением императрицы:

Суша, воздух, огнь и море

И кропящи град сей воды

Повторяют росский глас:

Боже, дай ей многи годы!

Единство музыки и действия еще усиливалось внутренним убранством храма Славы, где в нишах изображались те же четыре стихии (воздух, огонь, вода, земля) в виде колонн. По окончании кантаты «была пушечная пальба и колокольный звон во всех церквах Москвы в течение часа».

К величайшему сожалению и одновременно к самой искренней нашей радости, проект Баженова не был реализован, и московский Кремль как целостный и притягательный даже в своей эклектичности ансамбль дожил до наших дней.

Дожил и проект Баженова - в чертежах и фрагментах архитектурного макета, в нотных рукописях кантаты, в описании церемонии, в пухлых бухгалтерских счетах, наконец, в нотной реконструкции кантаты и в ее исполнении в стенах нынешнего Государственного института искусствознания в декабре 1986 года (нотные рукописи нашла доктор искусствоведения Т. П. Каждая; партитура рукописи была реконструирована для практического исполнения А. В. Лебедевой-Емелиной, Академической хоровой капеллой им. А. А. Юрлова дирижировал С. Д. Гусев).

26.04.2017