Количественная сторона

Теперь рассмотрим панораму в принципиально ином ракурсе - с позиций бытовавших тогда в России жанров и форм музыкального мышления. При этом обратим внимание на конкретные проявления названных выше закономерностей и антиномий, а заодно и удовлетворим законное любопытство читателя, приведя некоторые сведения из области исторической статистики.

Сколько было русскими композиторами той эпохи сочинено светских кантат и духовных концертов, опер и балетов, лирических песен и камерно-инструментальных произведений? Какое число хоровых капелл, крепостных оркестров и оперных трупп можно насчитать в России XVIII столетия? Каким был эстетический уровень отечественных музыкальных сочинений, сравним ли он с западноевропейским?

В ценностно-эстетической плоскости приоритет несомненно оставался за музыкой духовной. Традиция православного пения a cappella, насчитывавшая к XVIII веку несколько столетий своего существования, открыто объединилась в самом начале царствования Екатерины II с традициями западноевропейских певческих школ, что не могло не вызвать редкостного по силе подъема русского хорового искусства в отношениях и качественном, и количественном.

Количественная сторона может быть представлена следующими цифрами:

около 30 000 церковных хоров,

около 500 крупных монастырских хоров,

около 40 хоров русских посольств,

неопределимое число любительских хоров.

Качественная сторона в полной мере раскрывается в лучших духовных опусах Максима Березовского и Дмитрия Бортнянского. Эстетическая оценка их сочинений позволяет сделать доказательно мотивированный и в историческом плане очень важный вывод о том, что если эпоха русской классики в светской музыке открылась в 1836 году премьерой оперы Глинки «Жизнь за царя», то в сфере музыки духовной гениальные и подлинно классические произведения появляются более чем на полвека ранее, когда Березовским был сочинен его шедевр - концерт для хора «Не отвержи мене во время старости».

20.10.2017