Архитектурный деревянный каркас

Архитектурный деревянный каркас

Тревожно и одновременно занятно глядеть историку, как каждый раз трещины империи словно мелкая сыпь, словно симптомы болезни обнажаются в микроскопических приставках «псевдо» и «нео»!

Уже тогда необъятная в своих пространствах Российская империя была, как говорится, «Колоссом на глиняных ногах», чего подданные той (нашей) страны нимало не стыдились, но хитро и умело приспосабливались, маскируя бесчисленные огрехи особого рода компенсацией - показным благополучием и столь же показной роскошью.

Сие обстоятельство немедленно проникло в самые глубокие поры всех искусств, заполнило их и вызвало к жизни такой уникум стилистического обмана и эстетической фальсификации, такой типично русский социально-художественный феномен, которому и название иное подыскать нельзя, как только «потемкинские деревни».

В наши дни это явление порой огрубляют и опошляют, сводя к примитивному рассказу о жареном гусе, которого задворками переносили из одной избы в другую. Но на самом деле сущность идеи «потемкинских деревень» была грандиозной и всеохватывающей. Немаловажную роль играло здесь мастерство блестящей фальсификации, о каковой половина зрителей не знала, а другая половина обычно знала или догадывалась, но восхищалась тонкостью и масштабностью осуществленной подделки.

Архитектурный деревянный каркас, заполненный декоративным гипсом и отшлифованный под мрамор; позолоченная деревянная резьба, безукоризненно имитирующая кованый из цельного золота узор декоративной решетки; жанр «обманок» в области живописи (лучшая в нашей стране коллекция «обманок» хранится в Кусково); живописные щиты-панорамы, которые изображали по краям парков якобы уходящие вдаль аллеи; хоровые гроты в виде раковин для усиления звучания вокальных ансамблей до масштабов большого хора; акустические просеки, создававшие ощущение, что хор поет где-то совсем рядом, в нескольких шагах, в то время как он располагался за версту (примеры - «пирамида-грот» и «чертов мост за рекой» в усадьбе Н. А. Львова близ Торжка), - все это явления одного и того же эстетического порядка. Отчасти в шутку, а отчасти и всерьез его можно назвать даже «стилем потемкинских деревень».

11.12.2017