Чувство подданного

Чувство подданного

Неотъемлемым качеством многих искусств, в том числе и музыки, было с гордостью выражаемое чувство подданного (слово «гражданин» здесь едва ли уместно) великой Империи, причем империи, даже географически занимающей почти одну восьмую часть всей земли.

Подобная «имперскость» мышления выражалась по-разному: в садово-парковом искусстве, например, в строительстве павильонов в виде мусульманских бань, буддийских пагод, аккуратных прибалтийских домиков, что позволяло хозяину, даже не выходя за пределы своей усадьбы, ощущать себя человеком всего мира (категория «космополит» здесь также явно преждевременна).

А в торжественных хоровых кантатах, в наполненных музыкой театрализованных прологах, в балетах и операх подобное же чувство и широта мироощущения побуждали либреттистов и композиторов весьма часто вводить в свои сочинения такие аллегорические фигуры, как Гении Севера, Юга, Запада, Востока, среди действующих лиц яркими красками изображать представителей разнообразных племен и даже целых рас - белой, черной, желтой, красной (например, опера «Американцы» Е. Фомина).

По той же причине довольно популярной была и тема роскошного выезда на лошадях или дальней дороги, как, например, в опере В. Пашкевича «Несчастье от кареты», а еще в большей степени в опере Е. Фомина «Ямщики на подставе» (императрица Екатерина II, как известно, любила путешествовать по подвластной ей стране).

Непременными атрибутами имперского мышления были также художественные стили, которые называются теперь с неизменными приставками «псевдо»: псевдоготика, псевдороманский стиль. Можно напомнить также об обязательных для любой усадьбы руинах псевдогреческой или псевдоримской античности, о псевдоегипетских пирамидах (две из них построил Н. А. Львов).

20.09.2017