Духовный шаг наверх

Духовный шаг наверх

Несколько раз Музыка даже удостаивается чести предстать в суперэлитной компании «тривиума», то есть лишь трех избранных.

Таким образом, музыка гордо выступила на передний план и тем в большей степени, чем ближе к ней хронологически оказывалась эпоха «бури и натиска», сентиментализма и преромантизма.

Вместе с тем функция ее оставалась неизменно прикладной, что в глазах того времени нисколько не снижало ее престижности, ибо качество любой категории можно познать только по ее отношению к категории более высокого порядка. И так, ступень за ступенью, вплоть до неощутимого прикосновения к мистическому понятию Бога (мысль И. Канта).

Объективными проекциями такого восхождения в церковной жизни был ритуал, а в придворной светской жизни - церемониал. В субъективно-психологическом плане каждый духовный шаг наверх воспринимался как индивидуальный (интимный) или же общественный праздник.

А естественное человеческое намерение добиться праздничного настроения (независимо от собственно праздника или церемониала) вызывало к жизни функции и формы увеселения и развлечения.

В своих рассуждениях мы забрались слишком уж высоко и потому в каком-то недоумении и беспомощности опускаем руки перед целым ворохом проблем, которые возникают и бесчисленно множатся при постановке одного-единственного и внешне очень простого вопроса: музыка- это то, что записано в нотах, или то, что недолгие мгновения висит в воздухе, упорядочивая воздушный эфир (как стекла церковного витража художественно упорядочивают солнечный свет), или то, что именно захочет и сможет воспринять через колебания воздуха слушатель?

17.10.2017