Аллегорические изображения

Аллегорические изображения

Однако иерархия проникала и внутрь произведений изобразительного искусства, организовывала его художественное пространство, одним аллегорическим фигурам отводила передний план, другим - центральный, а иным - вовсе отдаленный (иногда даже фоновый). Лица фигур, их позы и жесты, их одежды и символические предметы, их окружавшие, - все это указывало на принцип их иерархического положения и соподчинения.

Подобные аллегорические изображения можно найти почти во всех европейских странах. Особенно широко они были распространены в Европе с середины XVI по первую четверть XIX века. А уж на XVIII век приходится едва ли не самый пик в развитии, расцвете и в множестве типологических разветвлений этого жанра.

Пожалуй, один из последних всплесков искусства этого рода в России, например, связан с творчеством И. П. Прокофьева (показательны в данном смысле его барельефы на парадной лестнице Академии художеств в Санкт-Петербурге, выполненные в 1785 году).

Если попытаться окинуть взглядом всю панораму живописных и скульптурных работ такого типа - картины и фрески, гравюры и барельефы, если целенаправленно попробовать обобщить изменения, происходившие в этом жанре в различные исторические периоды - в XV и XVI столетиях, в XVII и XVIII веках, то можно заметить, что роль аллегорической фигуры, олицетворяющей музыку, становится все значительнее. В наиболее ранних произведениях она просто отсутствует; позднее ее функция воплощается опосредованно, например, через Хореографию или Лирическую поэзию; затем она вводится в рамки изображаемого, но ютится где-то на заднем плане или сбоку. И, наконец, на рубеже XVII - XVIII веков она попадает в престижный «квадривиум», или «квадригу» (как тогда школяры в шутку называли группу не только четырех лошадей Аполлона, но и четырех главнейших муз), где кроме собственно Музыки изображались также аллегорические фигуры Риторики, Математики и Натурфилософии.

24.07.2017