Значение крупного символа

Значение крупного символа

В изобразительном искусстве существует (или это только раньше существовал?) жанр, не получивший конкретно-устойчивого названия в специализированной литературе, но, несомненно, имеющий полное право быть названным и обрести свое имя в виде научного термина: «аллегория наук и искусств».

Мы все представляем, что это такое. Живописные композиции (обычно весьма большого размера) включают изображения богов, богинь и муз, покровителей литературы, поэзии, риторики, философии, математики, геометрии, астрономии, астрологии, алхимии, архитектуры, истории, географии, хореографии, театра, пения, инструментальной музыки и так далее и тому подобное...

Пусть читателя не смущает порой кажущаяся несистематичность в рядоположении метафорических фигур, а иногда и странное, на наш взгляд, соседствование части с целым - например, математики рядом с геометрией. Таковы были классификации «тех эпох». И в конечном счете еще не известно, кто прав - они или мы. А с другой стороны, пускай даже они ошибались, но ведь и в этом для нас заключается абсолютно объективное историческое свидетельство.

Разумеется, боги, богини и музы обычно не запечатлевались в аллегорической композиции все одновременно. Художник (сам, или по заказу, или в согласии с общепринятым мнением) отбирал из них лишь несколько. Как правило, семь (septem artes liberalis - семь свободных искусств). Уже сам выбор был свидетельством достаточно жестких и вполне определенных представлений об иерархической системе, коей должны были подчиняться боги, музы, а вслед за ними и их протеже (науки, искусства, ремесла).

В XVIII столетии - веке непререкаемых стереотипов барокко и классицизма - каждая деталь подобного отбора получала значение крупного символа.

21.09.2017