Графиня Разумовская в письме к мужу

Графиня Разумовская в письме к мужу

Примечательно, что мемуаристы соотносят приватные «обеды, балы, вечера» с исполнением общественных требований. Конечно, развлечения ни в XVIII веке, ни после не могли быть вовсе асоциальны. Как любое другое явление человеческой культуры они были социально обусловлены или же вольно или невольно социализировались: выступали показателем общественного статуса человека (в разных социальных слоях развлекались по-разному), становились поводом для появления мини-общества - кружка. Однако развлекающие приватное общество затеи не воспринимались в XVIII веке, если так можно выразится, в праздничном контексте.

Прекрасный пример тому провалившийся праздник в Архангельском, данный в самом начале XIX столетия князем Николаем Борисовичем Юсуповым императору Александру I и прусскому королю Фридриху-Вильгельму III. Графиня Разумовская в письме к мужу так описывает это торжество: «Вечер был превосходный, но праздник самый плачевный. Все рассказывать было бы слишком долго, но вот тебе одна подробность, по которой можешь судить об остальном. Вообрази, после закуски поехали кататься по ужасным дорогам и сырым некрасивым местам. После получасовой прогулки подъезжаем к театру. Все ожидают сюрприза, и точно, сюрприз был полный, сменили три раза декорации, и весь спектакль готов. Все закусили себе губы, начиная с государя. В продолжении всего вечера была страшная неурядица. Августейшие гости не знали решительно, что им было делать и куда деваться».

Не преминем заметить, что не знающим куда деваться гостям была предоставлена для обозрения одна из лучших в ту пору европейских коллекций живописи, мраморов, бронз и фарфора. А «три смены декораций» были одной из уникальнейших затей русского XVIII века - прославленным театром декораций Гонзаго, воплотившим в Архангельском свою сокровенную мечту.

14.12.2017