Россия XVIII века

Впервые понятие «sacrum» ввел в научный оборот Э. Дюркгейм в своих исследованиях, посвященных традиционным культурам. Непременным их свойством является полное неприятие и отсутствие непрагматической деятельности. Жизнь естественным образом делится на натуральное созидание (работу) и куда более важное, с точки зрения первобытного сознания, магическое созидание - праздник - ритуальное утверждение высших ценностей и целей своей жизни (культуры). Они и составляют sacrum праздника. Но уже Макс Элиад употреблял это понятие только в связи с культом. Позднее культурологи, в частности Каземеш Жигульский, сочли возможным распространить понятие «sacrum» на светскую культуру. Замена сакральных ценностей социальными, магического ритуала - более или менее ритуализированной дидактикой не изменяет сути праздника, который продолжает прежде всего оставаться институтом, утверждающим общественно значимые для данной культуры ценности.

Россия XVIII века не составляет исключения ни в отношении общегосударственных или императорских, ни - что более показательно - частных торжеств. Последние большей частью тождественны по сценарию, модификации происходят за счет неизбежного в ряде случаев исключения некоторых иногда очень красочных, но, по-видимому, не очень существенных компонентов.

Так, на описанном Виже-Лебрен празднике на каменно-островской даче барона Строганова, которую французская художница сочла похожей на итальянское казино, спектакли заменила «прекрасная прогулка по парку». Ей предшествовал начавшийся в три часа, как и в Кускове, «обед, столь роскошный, что за десертом подавались отличные плоды и превосходные дыни. Лишь только все сели за стол, раздалась чудная духовая музыка, которая играла все время обеда. В особенности превосходно была исполнена увертюра к «Ифигении».

20.10.2017