Просветительская идеология

Жемчужно-пенящимися винами разлакомленный вкус услаждался сытными и роскошными яствами».

Л. А. Лепская первой обратила внимание на то, насколько четко в описаниях торжеств той поры и рекомендациях к их устройству удовольствия классифицируются по разноста восприятая - каждое из четырех известных тогда человеческих чувств - зрение, слух, обоняние и вкус - должно было быть специально удовлетворено.» Здесь явно проступает классификаторская по своей природе просветительская идеология, чреватая, с одной стороны, томами первой европейской энциклопедии, с другой - серийностью и типологичностью, присутствующими в искусстве того времени (проекты типовых застроек, домов и увражи типовых орнаментов и «кунстуков», и портретные серии и галереи, и многочисленные типовые аллегорические серии: добродетели, свободные художества, времена года, четыре стихии и прочие, среди которых четыре чувства - одни из самых излюбленных). Вполне возможно, что они присутствовали и среди фигур «на филе», украшающем стол.

Однако гостей увеселяли не только «картины» из кукол на столе. Едва встав от обеда, они увидели на партере парка, ковры которого орнаментировались в то время по тем же рисункам, что и банкетные столы, «множество собравшегося народа», что «новую предоставило картину». Вдоль по аллеям парка пестрели шляпки и прохаживались разряженные щеголи, общество «против дома» составили «русские пригожайки в фатах и их мужья в разноцветных кафтанах». «Гости вышли на балкон, из толпы выступили песенники и их много «позабавили». Эту «новую картину» можно воспринять как своего рода серийную аллегорию, представлявшую «сословия русского общества», причем не только для отобедавших гостей, но и для каждого из ее участников - с партера не менее картинно и театрально смотрелись на напоминавшем театральные подмостки возвышении балкона и представители «возвышающегося» в социальном смысле общественного слоя.

19.11.2017