Говоря о состоянии России

Волхвы (кудесники) для ублажения своего Чернобога (злого бога) играли на гуслях, т. е. были Гусляры. То, что в старые времена относилось к сакральной сфере, в эпоху христианства «опускается» в сферу игры, веселья, забавы. Так, рассказывая о колядовании, Карамзин прямо указывает: «Святошные игрища и гадания кажутся остатком сего (Коляды, бога торжеств и мира. - А. Я.) языческого праздника». Любопытно и свидетельство Карамзина о том, что «в Богемии строили еще какие-то театры на распутьях для успокоения душ и представляли на них, в личинах, тени мертвых, сими играми торжествуя память их».

Согласно «Поучению» Вл. Мономаха (XII в.), человек всегда и везде должен быть занят серьезным делом, а не предаваться праздности. Однако это идеал, а в реальной жизни россияне «по старинному обыкновению, любили веселья, игрища, музыку, пляску...» И вполне в древнерусском книжном духе Карамзин постоянно подчеркивает, что удовольствия приводят к дурному: «... роскошествовали, пировали, тешились музыкою, пляскою... и скоро оцепенели от ужаса».

Говоря о состоянии России в конце XVI века, Карамзин утверждает, что «в Иоанново время толпы скоморохов (Русских Трубадуров) ходили из села в село, веселя жителей своим искусством: следственно, тогдашний вкус народа благоприятствовал дарованию песенников: коих любил даже и постник Феодор».

Оценивая деятельность Ивана Грозного, Карамзин рисует положительный образ царя в первый период его правления (до 1560 г.). Ссылаясь на свидетельства как российских, так и иностранных современников Ивана IV, Карамзин подчеркивает: «Обременный делами, он не знает иных утех, кроме совести мирной, кроме удовольствия исполнять свою обязанность: он не хочет обыкновенных прохлад Царских»; Иоанн «не скучает делами и не веселится ни звериною ловлею, ни музыкою...»

19.11.2017