Культурологическая схема

Детей следует воспитывать «в запретах», запрещается даже смеяться, играя с ними (здесь «Домострой» следует древней христианской традиции, осуждающей смех как порождение и атрибут дьявола). Жена должна трудиться постоянно, не знать ни минуты отдыха, и даже в то время, когда она занята рукоделием, не должно быть «слова праздного», смеха, песен и игр.

Таким образом, развлечение в русской культуре XVI-XVII веков - это «вечно чужой». Это занятия, связанные либо с отечественным язычеством (вождение медведей, игра на бубнах), либо с язычеством иноземным (игра в шахматы). Поэтому в наставлениях и поучениях разного рода они осуждаются (за исключением любования природой и, как в «Домострое», гостевания), но в живой практике того времени они существуют, и существуют необходимым образом. И в самом деле, жесткость, аскетичность книжных норм лишь говорит о том, что живая действительность далека от этих идеалов. Любая доктрина тем жестче, чем менее ее соблюдают. Зачем же, в самом деле, было составлять уставы о праведной жизни с детальной регламентацией всего и вся, если бы эти нормы уже были нормами повседневного обихода?

Еще раз подчеркну, что культура России XVI-XVII веков - это культура на сломе времен. Если использовать терминологию П. Сорокина, это идеалистическая культура. Как известно, культурологическая схема П. Сорокина заключается в том, что в истории постоянно сменяют друг друга два типа культуры: идеациональная (с ориентацией на сверхъестественные, внеземные ценности) и чувственная (с апологетикой земного, телесного). Идеалистическая культура - это всегда переход от идеационального типа к чувственному; она еще почитает сверхъестественное, но уже отдает дань и земному. Западная нововременная культура вплоть до сего дня - культура, по Сорокину, чувственная; этот этап для России начинается с Петра I. А в XVII веке нарастает масса ее признаков во всех видах культурной деятельности. Например, не случаен тот факт, что зарождающийся реализм в иконописи этого времени в штыки встречается Аввакумом. И дело здесь не только в том, что Аввакум не приемлет любые «новины».

25.06.2017