Средневековый человек

Paedeutica (искусство развлечения, «правильной игры»), по представлениям XVII века, - наследница «театрики». В средние века семь свободных искусств противопоставлялись семи механическим искусствам, и «театрика» замыкала ряд механических искусств. Но и «театрика», и paedeutica подчиняются аристотелевской логике, где главное - симметрия, упорядоченность; то, что можно обнять правилами. На этом принципе будут основаны и Петровские ассамблеи.

Средневековый человек совершенно сознательно своей жизнью стремится повторить уже известные, социально и культурно одобренные образцы. Отсюда, по-видимому, и строгая нормативность в отношении всей сферы развлечений.

Однако в XVII веке в России уже начинается становление личности, «родовой человек» постепенно сменяется человеком-индивидуальностью. Ведь старообрядцы, с одной стороны, - жесткие апологеты старого канона, старого, «дедовского» образа жизни; но, с другой стороны, уже очень сильно выделяется именно личностный момент: появляется личная проповедь, боголюбцы чувствовали себя лично ответственными за всех людей, и надо очень высоко оценивать свою индивидуальность, чтобы, как Аввакум или Епифаний, составлять и распространять собственные «Жития». Поэтому и развлечения в XVI- XVII веках, с одной стороны, строго регламентированы (и это - черта средневековая), но, с другой стороны, в них уже зарождается «самостный» элемент. В культуре Нового времени эта «правильность» (регулярность, нормативизм) будет постепенно и медленно уходить, меняясь на ориентацию на свободный экспромт, а личностный момент будет нарастать.

До сих пор речь у нас шла преимущественно о «вершинах» духовной культуры XVI - XVII веков. Но не меньший интерес представляет и анализ образа должной и образа недолжной жизни, как они описаны в «Домострое», ибо эти правила, будучи, конечно же, очень связаны с «верхом» культуры, представляют самостоятельный интерес, ибо обращены не к «водителям нации» и не к монахам, а к среднему классу, купечеству и крестьянству.

29.06.2017